28 июля умер известный писатель. Ему было 85 лет. Об этом в «Фейсбуке» сообщила подруга Владимира Войновича Юлия Пессина.
По ее словам, причиной смерти стал сердечный приступ.
«Только что позвонили: 2 часа назад умер Володя Войнович. Сердечный приступ, скорая не успела...» — написала она.
Писатель критиковал советскую власть и писал острые и иронические произведения. Самой известной была его трилогия «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (которая была переведена на многие языки мира, в частности украинский перевод книги вышел в харьковском издательстве «Клуб семейного досуга». В сентябре 2014 года автор приезжал в Киев, лично презентуя это издание. — Т.П.).
Владимир ВОЙНОВИЧ: «Человек, который привык к свободе, в клетку не вернется»
В 2009 году в репертуаре Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра появилась новинка — спектакль «Играем Чонкина». Постановку осуществили ведущие актеры Александр Кобзарь и Андрей Саминин, главную роль сыграл Виталий Салий. Владимир Войнович был на премьере в Киеве и сказал, что это сценическое прочтение ему понравилось. Кстати, за этот спектакль Кобзарь и Саминин получили «Киевскую пектораль» в номинации «Лучший режиссерский дебют»...
Напомним, что Владимир Войнович родился в Сталинабаде 26 сентября 1932 года, где после ареста отца жил до 1936 года с матерью, дедушкой и бабушкой. В начале 1941-го отца освободили, и семья переехала в Запорожье.
«Я оставил Украину в 1951 году и с того времени очень редко разговаривал на украинском языке, — признался Владимир ВОЙНОВИЧ во время встречи с читателями в Киеве. — Хотя я очень люблю этот язык... Для меня Украина — страна не чужая» (см. «День №164, 2014 г.). Родители Владимира Войновича были родом из Украины. Мама родилась в Херсонской губернии, а папа — в Новозибкове (сейчас это Брянская область, а когда-то была Черниговская губерния). Сам писатель родился в Таджикистане, но когда ему было восемь лет, за три недели до начала войны семья переехала в Запорожье. Потом были первые бомбардировки, эвакуация. Эвакуировались в Ставропольский край, в село, где в те времена все люди тоже говорили по-украински. Когда война закончилась, Владимир Войнович вернулся в Украину и жил здесь до 19 лет, до того как парня забрали в армию. На это время он закончил в Запорожье ремесленное училище, учился в вечерней школе. В армии будущий писатель тоже с Украиной не расстался — курс молодого бойца прошел в Джанкое, первые полтора года служил в Польше, а затем — в Луганске, который тогда назывался Ворошиловградом. «На Острой могиле там у нас была штурманская авиационная школа, — вспоминал Владимир Войнович. — Потом был Чугуев Харьковской области, тоже авиационное училище. Все эти места вспоминались в боевых сводках последних месяцев. После демобилизации, год я жил в Керчи, а уже потом выехал в Москву, где состоялся как писатель».
«Сегодня идет страшная война, — сказал Владимир Войнович. — Недавно никому даже в страшном сне не могло привидеться, что возможен вооруженный конфликт между Россией и Украиной — я бы скорее допустил, что произойдет война между какими-то областями России. По-моему, именно потому, что в 90-х годах у нас в стране не произошла люстрация, к власти смогли прийти такие силы, которые сначала посягали на Крым, а теперь развязали войну на Донбассе. Сейчас эти события часто сравнивают с аншлюсом Австрии. Мне же кажется, что они больше напоминают события 1968 года, когда советская власть испугалась, что революция в Чехословакии станет соблазнительным примером для советских людей, и послала туда танки. Когда во время Майдана Украина решила пойти по европейскому пути, в Москве испугались, потому что наш режим всячески отделяет себя от Европы и, я бы сказал, от человеческого сосуществования с цивилизованным миром. Я очень люблю Украину, но я также очень люблю Россию и как патриот России хочу, чтобы Украина победила, чтобы идеи Майдана осуществились, и чтобы это стало хорошим примером для России. Конечно, украинскому народу еще нужно будет пройти долгий путь к Европе, но вы сейчас находитесь впереди нас. Когда вы дойдете, возможно, и Россия потянется за вами»
— Что бы вы посоветовали украинцам сегодня? Как вести себя, когда соседняя страна напала на тебя?
— Я считаю, что не только всему народу, но и каждому отдельному человеку важно отстаивать то, во что он верит, несмотря на все трудности и риски. Я желаю вам выжить и победить. И не просто победить, а не потерять при этом желание присоединиться и стремление к Европе. Ведь если вы победите и станете тоталитарной страной (а во время войны бывает, что у людей обостряются ощущения, и они выбирают какого-то диктатора), я тогда вам ничего хорошего желать не буду. Я мечтаю о том, что Украина станет демократической, европейской страной, и у вашего общества возникнут новые перспективы развития.
— Благодарю за пожелание. Вы неоднократно говорили о том, что, хоть и в отдаленной перспективе, но Россия также непременно будет сближаться с Европой. Известно, что это вечная дискуссия в среде российских интеллектуалов, еще со времен «западников» и «славянофилов». Каковы ваши аргументы в этом споре?
Сегодня мир стал системой сообщающихся сосудов. Еще до конца 40-х годов он был намного более разрозненный, чем сейчас. Сегодня благодаря средствам передвижения, самолетам, электронике, благодаря всемирному радио, телевидению, интернету мир стал очень тесен. Сейчас нет никаких по-настоящему независимых стран. «Независимость» — это понятие условное, потому что не только Украина, но и даже Соединенные Штаты тоже зависят от внешнего мира. Все страны зависят одна от другой. В конце концов, есть такое стремление, чтобы все страны и народы начали придерживаться каких-то общих законов «общежития». Я считаю, что такие законы создал именно западный мир, и потому не случайно Украина и частично также Россия стремятся к нему. Но в России этому процессу пытаются помешать. Рано или поздно, если все не погибнут в третьей мировой войне, мир воспримет эти разумные законы».
Напомним, конце 1960-х Владимир Николаевич активно участвовал в движении за права человека, что вызывало конфликт с властью. За свою правозащитную деятельность и сатирическое изображение советской действительности писателя преследовали: в 1974 году Войновича исключили из Союза писателей СССР, не печатали, а в конце 1980-х его выслали из бывшего СССР. С 1980 по 1990 гг. писатель жил в Мюнхене (Германия) и США, сотрудничал с радиостанцией «Свобода».
В изгнании В.Войнович написал сатирический роман-антиутопию «Москва 2042», в которой представил коммунистическую столицу будущего. Позже Владимир Николаевич не раз утверждал, что многое из его антиутопии осуществилось в реальности и не пришлось 2042 года ждать.
В конце 1990-х писателю вернули российское гражданство, и он вернулся в Москву.
Войнович всегда отстаивал правду. Владимир Николаевич резко критиковал нынешнего президента РФ Владимира Путина за агрессию в Украине, считал «большой глупостью» присоединение Крыма к России, войну на востоке. А потому реабилитированный писатель и в XXI в. фигурировал в заглавиях российской прессы как «диссидент». Сам Войнович свои жизненные ориентиры формулировал очень просто: главное для него — не быть негодяем. Он активно поддерживал украинских политзаключенных в России, в частности подписал заявление ассоциации «Свободное слово» с требованием, чтобы освободили пленника Кремля, кинорежиссера Олега Сенцова.
30 июля писателя похоронили на Троекуровском кладбище в Москве, сообщила svoboda.org.
— Жаль, что такие светлые, порядочные личности уходят, — с грустью сказал Михаил РЕЗНИКОВИЧ, художественный руководитель Национального театра им. Леси Украинки. — С Володей Войновичем мы познакомились в конце 1960-х. Я тогда в Москве поставил спектакль по его пьесе. «Хочу быть честным», и это был мой режиссерский дебют (произведение напечатали в журнале «Новый мир»). Первое впечатление от Войновича — очень умный, спокойный, выдержанный человек, который сердцем понимал всю неправду и язвы советской действительности, того бюрократического аппарата, который возник после Второй мировой войны. Он считал, что народы бывшего СССР, по-сути, тогдашней номенклатурой были преданны после жертв, которые принесла война и тех страшных испытаний сталинского режима, которые выпалы на долю всех людей советской эпохи. В своих произведениях, начиная с «Чонкина...» и в повести «Хочу быть честным», Войнович поднимал болезненные темы и откровенно писал о том, что человек должен быть порядочным всегда и честно относиться к делу, которым занимается, а не выкручиваться и выдумывать бессмыслицы!
Напомню, что повесть Войновича «Хочу быть честным» мы ставили в Москве параллельно с Марком Захаровым: он в Народном театре Университета им. Ломоносова, а я в Театре им. Станиславского (потрясающую сценографию к спектаклю сделал Давид Боровский, она впоследствии вошла в театральную хрестоматию ХХ века). Трудно принимали мою постановку, было резкое обсуждение, тогдашние цензоры требовали сделать купюры, но премьера все же состоялась и спектакль имел большой резонанс у зрителей.
Потом мы много времени не виделись с Войновичем. Власть его прессовала, не давали печататься и писатель был вынужден выехать в Германию. В конце 1990-х мы встретились в Мюнхене во время гастролей нашего театра, где показывали «Фернандо Крапп написал мне это письмо» по произведению Танкреда Дорста (этот спектакль шел с аншлагами в Киеве лет двадцать!). На показ пришло много знаменитостей: Володя Войнович с женой, Майя Плисецкая с Родионом Щедриным. После спектакля мы очень тепло общались. А четыре года назад увиделись последний раз, когда Володя приезжал в Киев, презентуя украинский перевод своего романа «Чонкин...». Кстати, мы почему-то забываем, что Войнович еще был замечательным поэтом и прославился стихами к песне «Четырнадцать минут до старта», которую написал в 1960-х и ее называли неофициальным гимном космонавтов:
«Я верю, друзья,
караваны ракет
Помчат нас вперед
от звезды до звезды.
На пыльных тропинках
далеких планет
Останутся наши следы!»...
Теперь Войнович сам ушел во Вселенную!