Напомним, премьера балета на музыку Мориса Равеля на киевской сцене состоялась 16 мая 1968 года и с тех пор каждый раз показы проходят с аншлагами. Об истории рождения этой хореографической жемчужины Анатолия Шекеры, первых исполнителях и почему по сей день ведущие танцовщики столичной сцены «соревнуются», чтобы продемонстрировать в «Болеро» свое майстерство зрителям, «Дню» рассказала вдова известного балетмейстера, экс-балерина, педагог-репетитор Национальной оперы Элеонора Стебляк. Кстати, 17 мая — день рождения Анатолия Федоровича, которому исполнилось бы 84, и уже 19 лет, как Шекера ушел в Вечность, но четыре его знаменитых постановки — «Ромео и Джульетта», «Спартак», «Лебединое озеро» и «Болеро» до сих пор остаются спектаклями-визитками столичной Оперы.
— Анатолию Федорову давно нравилась музыка Равеля «Болеро» и особенно интерпретация этого произведения в исполнении известного австрийского дирижера Герберта фон Караяна, но разные постановки мешали ему осуществить эту мечту. Шекера родился во Владивостоци (Россия), в семье украинских переселенцев. Весной 1968-го он навещал заболевшего отца, возвращаясь в Киев, Анатолий Федорович в самолете придумал, каким будет его балет «Болеро», — рассказала Э.М. СТЕБЛЯК. — Версия фон Караяна — гимн жизни! У Шекеры — это история о гордой, свободной девушке, символе чистой любви, которая возвышается на алтаре. Первой исполнительницей партии Девушки в белом стала известна киевская характерная танцовщица Наталья Уманова, которая достигла большой драматической выразительности, а эта роль стала знаковой в ее творческой судьбе. Спектакль нравится всем — публике, музыкантам и танцовщикам. На «Болеро» оттачивали свое мастерство несколько поколений артистов! Солисты признаются, что их привлекает спектакль, который поднимает тему любви, когда сложно девушке сделать выбор, понять, действительно ли это любовь, как пережить измену любимого и не сломаться в водовороте отчаяния, найти жизненный стержень, стать, несмотря ни на что, сильной личностью. У каждого человека бывают тяжелые минуты, и не всегда любовь заканчивается хеппи-эндом. Это спектакль о сильных страстях, но очень целомудренная и тонкая психологическая постановка, которая положена на испанскую основу в сюжете. Балет — темпераментный и привлекает зрителей своей образностью и пластичностью.
К этой необычайной музыке Равеля, исполненной противоречий между обольстительной мелодикой в духе испанской песенности и бесстрастным ритмом едва слышного барабана, в разные времена обращались такие известные балетмейстеры, как Владимир Бурмейстер, Леонид Лавровский, Морис Бежар, Анатолий Шекера. Кстати, многие украинские дирижеры брались за это произведение, и я всегда им подсказываю, чтобы послушали запись Караяна потому что этот маэстро вдохновил Анатолия Федоровича на постановку. На этот раз за дирижерским пультом выступит Аллин Власенко, а главные роли исполнит звездный состав — выдающаяся лирико-драматическая балерина Ольга Голица (Девушка в белом) и Дмитрий Чеботарь (Юноша) — оба лауреаты Премии А. Шекеры и прекрасная танцовщица Ксения Новикова (Дама в черном). В версии Анатолия Федоровича Дама в черном не негативный персонаж, а Кармен. Ей понравился Юноша, а любовь его к Девушке вызвала у нее зависть, и она решает разорвать этот союз. Неопытный в любви Юноша предается искушению легкой победы, бросает Девушку и возглавляет бесконечный «шлейф» поклонников Дамы, а Девушка переживает горькие минуты, потому что растоптано ее первое чувство.
Спектакли Шекеры не стареют со временем, а наоборот, как хорошее вино, становятся еще лучше, они обогатили украинское балетное искусство и расширили стилистические и эстетичные рамки. Многие балеты мастера стали этапными в мировом хореографическом искусстве. Напомним, в 1991 г. Всемирный Совет танца ЮНЕСКО признал его спектакль «Ромео и Джульетта» выдающимся достижением европейской хореографической культуры и наградил медалью к 110-летию со дня рождения С. Прокофьева. Сейчас «Спартак» на музыку А. Хачатуряна — лидер афиши! Хотя был поставлен еще в 1977 году. Эту постановку можно назвать мужским спектаклем, в котором сложные партии для солистов и кордебалета. Очень динамичный спектакль, требующий от всех исполнителей самоотдачи, но артисты становятся в очередь, чтобы иметь возможность станцевать этот хореографический шедевр. С 1980-го репертуар Оперы украшает «Лебединое озеро» на музыку П. Чайковского, в 1995 г. Анатолий Федорович сделал обновленную версию своей интерпретации классического сюжета. Шекера ставил балеты не только в Украине (Львове, Киеве), а в Анкаре (Турция), Скопье (Югославия), Загребе (Хорватия), спектакли в его хореографии были показаны во многих странах мира, в частности, во Франции, Швейцарии, Германии, Голландии, Италии, Испании, Греции, Японии и др. Как считает Элеонора Михайловна, секрет долголетия балетов Анатолия Федоровича в том, что все они поднимают важные темы жизни, а потому никого не оставляют безразличным!