За вокальный цикл «12 сонетов Уильяма Шекспира» и кантаты «На перекрестке сердца», «Перелистывая жизнь» и «Ты» Александр Яковчук выдвинут на получение Шевченковской премии.
Сегодня творческая фигура одного из ведущих композиторов Украины представляет тип художника, который в своей музыке глубоко отображает национальные приоритеты, рассуждает над вопросами исторической памяти своего народа и общими христианскими ценностями человечества. В частности, такая тенденция прослеживается в его симфонии-реквиеме «Тридцать третий», оратории «Скифская пектораль», симфониях «Биоритмы Чернобыля», «Отзвук детства» и особенно в недавно написанной монументальной оратории «Страсти Христовы» на стихи Бориса Олийныка, которая с большим успехом была недавно исполнена в Национальной филармонии капеллой «Думка», Национальным симфоническим оркестром и ведущими солистами Национальной оперы.
Музыка Александра Яковчука разнообразна и богата с точки зрения мира чувств. В ней слушатель почувствует экспрессию волевого стремления, динамизм движения, широкое нюансирование в сфере лирики, рефлексию философского характера. Больше всего привлекает наличие национального гена романтичного мироощущение украинцев, именно тех глубинных источников, за которыми мы интуитивно узнаем себя и можем творить свое нынешнее и будущее бытие. Художник дает поражающий заряд одухотворения, чем тоже привлекает круг слушателей.
Благодаря самобытности композиторского дара и профессиональному мастерству музыка А. Яковчука снискала широкое признание сначала в хоровом, а затем в симфоническом и других жанрах. Так, его произведения с большим успехом исполняли Национальная хоровая капелла Украины «Думка», камерные хоры «Крещатик» и «Киев», женский хор Киевского института музыки им. Р. Глиера, Галицкий камерный хор, Национальный академический симфонический оркестр Украины, симфонические оркестры Национальной филармонии Украины и Национальной радиокомпании Украины, другие коллективы.
Имя композитора известно и далеко за пределами нашей страны. Так, в Торонто под руководством В. Колесника звучала симфоническая поэма «Золотые ворота», а также неоднократно в концертах слушатели Канады и Америки слышали его хоровые и камерно-инструментальные композиции. В Великобритании известный хор «Булава» (Манчестер) исполнял части «Литургии» и хоровые обработки Яковчука. В прошлом году всемирной славы британский оперный певец, бас-баритон Павел Гунька с большим резонансом осуществил мировую премьеру вокального цикла композитора «Двенадцать сонетов У. Шекспира» (украинский перевод Остапа Тарнавского) в Нью-Йорке, Бостоне, Торонто, Эдмонтоне. Это произведение в украинской музыке является новым прочтением поэзии английского классика (и в таком большом объеме – первым). В нем отразилась одна из определяющих черт авторского стиля художника, какой является лиричность высказывания и тщательность в формировании музыкальной интонации в аспекте сочетания слова и музыки, определенной интонационно-тематической «симфонизации» вокального цикла. (Кстати, цикл А. Яковчука «12 сонетов У. Шекспира» вошел в аудиоантологию украинского классического солопения, которое записывается на территории Канады).
В своем творчестве композитор часто обращается к поэтическому тексту, считая взаимодействие музыкальной интонации со словесной важным средством в создании новых художественных образов. В результате таких активных поисков появился жанр камерной кантаты, в котором А. Яковчук впервые попробовал работать еще в середине 1970-х («Осенняя кантата» на собственные тексты). Заинтересовавшись жанром камерной кантаты еще в студенческие годы, позже периодически к нему обращаясь, композитор, в сущности, стоял у его истоков и сегодня является одним из самых выразительных его представителей в современной украинской музыке. В то время этот жанр был новационным, представляя возможность эксперимента на уровне драматургии, формы, выразительных средств, исполнительского состава (обычно камерную кантату исполняет один или два солиста в сопровождении камерного оркестра или ансамбля). Сейчас в наработке композитора тринадцать камерных кантат.
В этом году, кроме «12 сонетов Уильяма Шекспира», на получение Шевченковской премии выдвинута кантата «На перекрестке сердца», написанная маэстро на стихи Петра Перебийноса для меццо-сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано, которая имеет высокий «градус» взволнованности авторского высказывания, вдохновенного поэтическими строфами. Это произведение об извечной сыновней любви к матери («Матусю, десь ти за імлою...», І ч.), размышления героя о своем месте на земле («І я на схрещенні орбіт зорю викрешую бентежно», ІІ ч.), о скоротечности жизни («Над бентежною душею, над прожитими літами», ІІІ ч.), о человеческой памяти («І на дзвінкий Чумацький шлях земною піснею полину», ІV ч.). В этом произведении композитор опирается на народные песенные интонации лирической окраски, а в качестве контрастного материала выступают введенные элементы иллюстративности сюжета кантаты в инструментальном сопровождении.
Кантата «Благая Бога длань» на стихи Василя Стуса для баса и камерного оркестра имеет в основе необычные строки поэта-мученика, написанные им за две недели до отхода в вечность в советском каземате, они бросают обвинительный приговор человеческому греху и усыпленной совести, советской системе и тоталитаризму. Следовательно, музыкальное решение, положенное в структуру из четырех частей, излучает энергетику философского порядка, достигая в кульминациях остро диссонирующих звучаний насыщенной экспрессивностью партитуры, которая органично отвечает духу творчества поэта.
Кантате «Перегортаючи життя прожите» для меццо-сопрано и камерного оркестра присуще витаистическое изобилие эмоций разделенной любви в стихотворениях Петра Осадчука («Перегортаючи життя прожите, я вчусь красою ревно дорожити і в юність поспішать з грядущих років»). Следовательно в произведении фактурный фон обозначен прозрачностью изложения для подчеркивания партии солистки. Интересной находкой в драматургии цикла из четырех частей является введение композитором в конце каждой части интермедий соло кларнета (бас-кларнета), который символизирует размышления лирического героя о прошедших днях юности.
Кантата «Ты» на стихи Павла Мовчана для тенора и камерного оркестра раскрывает обращение авторов к сознательному патриоту Украины относительно его личного отношения к истории родной земли («Ти, країно видив і химер»), к своему прошлому и современной жизни. Интонационная линия произведения гибко воспроизводит остроту поэтического послания, а музыкальная фактура оркестра удачно усиливает общий динамичный образ произведения. В русле современной политической ситуации в Украине, войны на Востоке произведение приобретает дополнительную интеллектуальную почву актуальности, призывая героя, иными словами, каждого из нас, быть небезразличными к судьбе своей Родины, каждому на своем месте быть ей опорой.
Все упомянутые выше произведения Александра Яковчука являются выдающимся достижением в украинской современной музыке, они обогащают духовное пространство нашего искусства.
Ольга КУШНИРУК, кандидат искусствоведения