Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как рождалось «лицо» спектаклей

В Киевском национальном музее русского искусства открылась выставка «Триеннале сценографии им. Даниила Лидера»
25 ноября, 2016 - 10:04

Сценография — как предчувствие театра, как визуальное проявление замысла. Чистый белый лист, с которого начинается жизнь будущего спектакля. Такая мысль прослеживается в идее дизайна оформления выставки, которая почти месяц будет ожидать сторонников театра в Национальном музее русского искусства, — «Триеннале сценографии им. Даниила Лидера». На большом белом плакате — только название. А рядом на мольберте — эскиз чертежей мастера к спектаклю «Ярослав Мудрый» в Театре им. И. Франко. Центральная фигура рисунка — образ Марии Оранты, она как будто благословляет эту выставку и всех ее участников.

Школа украинской сценографии, основанная выдающимся мэтром сценографического искусства Д. Лидером (1917—2002 гг.), ценна прежде всего тем, что им было создано уникальное профессиональное направление, которое дает возможность многочисленным ученикам подражать принципам мастерства, продолжать манеру, развивать, трансформировать, интерпретировать принципы создания художественного образа спектакля.

ЭСКИЗ А. ЗЛОБИНА К БАЛЕТУ «ЖИЗЕЛЬ», 2016 Г., («КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ»)

Экспозиция «Триеннале-2016» является определенным отчетом известных украинских художников о воплощенных сценических работах последних трех лет. Нужно отметить, перечень имен участников ожидаемо традиционный. В экспозиции специализированных выставок всегда представлены активно действующие художники, которые работают преимущественно в столичном театральном пространстве. Так, Мария Левитская угадывается в ее изобретательно-академической сценографии опер и балетов в Национальной опере. Андрей Александрович-Дочевский представлен контрастными эскизами сценографии сложных конструкций моста-трансформера из множества смыслов и аллюзий в «Эрике ХІV» и таинственными окнами-пагодами между двумя мирами, цивилизациями, культурами в «Идзанами». Интересную систему вариантов движения кулис предложил В. Карашевский в спектакле «Звезда, или Интоксикация театром», а К.Корнийчук в спектакле «Мольериана» изобразила имеющееся противостояние эпох Мольера и Булгакова, сделав враждующими черный и красный цвета, символизирующие трагизм судеб писателя и драматурга.

ИНСТАЛЛЯЦИЯ О. ЛУНЕВА К ПОСТАНОВКЕ «В ОЖИДАНИИ ГОДО», 2016 Г.

Самобытно представлено творчество О. Лунева, И. Несмиянова, О. Гавриша, О. Вакарчука, Л. Нагорной, С. Заикиной, А. Романченко, Н. Кучери, М. Гончарова, Ф. Александровича, В. Бариба, Б. Полищука, К. Маркуш. Данью памяти художника стала работа М. Френкеля.

В экспозиции можно увидеть все этапы работы сценографа, художника по костюмам: эскизы декораций, костюмов, изготовленные макеты, афиши, авторские плакаты, фотографии, разнообразные коллажи, графические и живописные полотна, реальные актерские костюмы, маски персонажей. Зная, как это потом «оживает» в спектакле, можно убедиться в важности, первобытности визуального искусства в театре, которое способно доминировать в процессе создания спектакля, понимаешь, насколько необходимо присутствие тонкого ощущения материала художником, его «созвучность» с режиссером.

ЭСКИЗ А. АЛЕКСАНДРОВИЧА-ДОЧЕВСКОГО «ИДЗАНАМИ», 2016 Г. (ВИННИЦКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. Н. САДОВСКОГО)

Сценографию, представленную на выставке, воплощенной можно увидеть почти во всех киевских театрах — Театре им. И. Франко, Национальной опере, Театре им. Леси Украинки, Театре на Липках, Оперетте, Молодом, Детском музыкальном, «Киев модерн-балете», Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра, «Колесе», Национальном цирке, Центре «Дія», даже в эпатажном театре Л. Подервянского, а также в театрах Винницы, Чернигова, Днепра, Одессы, Магдебурга...

ЭСКИЗ ЧЕРТЕЖЕЙ Д. ЛИДЕРА К СПЕКТАКЛЮ «ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ» (1970 Г.) В ТЕАТРЕ ИМ. И. ФРАНКО. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИГУРА РИСУНКА — ОБРАЗ МАРИИ ОРАНТЫ, ОНА БУДТО БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ЭТУ ВЫСТАВКУ И ВСЕХ ЕЕ УЧАСТНИКОВ

Хотя экспозиция достаточно объемная (представлено 40 художников), составить полное впечатление о состоянии украинской сценографии не удастся, можно лишь убедиться в том, что современный театр чрезвычайно разноплановый, палитра его очень пестрая. Художники используют разные техники, формы, приемы, принимают во внимание национальные традиционные мотивы и суперсовременные тенденции. Все это придает сценографии и костюмам остроту взгляда, проявляясь в ткани, технике, ракурсах и подходах, они рождают и собственный стиль, и продолжают традиции школы, основанной Д. Лидером. Это доказывает, что никакая школа — не догма, не застывшая форма, которой стоит подражать и копировать, школа — это возможность на основополагающих началах строить свой собственный оригинальный мир. «Рисуя» будущие спектакли, сценографы и художники создают новый мир украинского театра. Цепь поколений не должна перерываться. Есть большой смысл в том, чтобы отряд уже заслуженно признанных театральных художников пополнялся молодыми художниками. Думаю, творчество молодых могло бы стать предметом рассмотрения следующей Триеннале и это было бы достойным продолжением линии искусства Даниила Лидера.

Алла ПОДЛУЖНАЯ, театровед. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ