Все устали говорить об убиенном национальном кинематографе и возможностях его реанимации. Украинская кинофундация, созданная под эгидой Международного благотворительного фонда «Украина 3000», призвана вдохнуть жизнь в его имидж как внутри страны, так и далеко за ее пределами. О задачах, возможностях и перспективах воплощения этой благородной концепции мы говорим с ее руководителем, сумевшем так удачно «раскрутить» всем известный Международный кинофестиваль «Молодость», — Андреем Халпахчи.
— Андрей, чему или кому обязана своим появлением Украинская кинофундация, которую вы презентовали на прошлогоднем Каннском фестивале?
— В Каннах мы еще представляли кинофестиваль «Молодость», который уже много лет участвовал в Каннском фестивале. Мы с коллегами давно обратили внимание на работу различных европейских организаций, которые промотируют свое кино. Появилась концепция создания такой организации и в Украине. Глава наблюдательного совета Международного благотворительного фонда «Украина 3000» г жа Катерина Ющенко, поддержала эту идею. Подобных организаций в мире очень много: от Юнифранс — структуры негосударственной, но имеющей государственную поддержку. Она участвует в различных фестивалях, способствует продажам французского кино. Понятно, что это другой масштаб, другой объем — страна производит большее количество полнометражных игровых картин, работает колоссальная французская киноиндустрия. Подобные организации созданы в Румынии, Боснии, Польше, Германии, Финляндии, Австрии, — в общем, организации бывают разные. Иногда они объединяют и производство, и промотирование, но чаще занимаются исключительно продвижением своего кинематографа на мировой рынок. Они много работают с крупнейшими международными кинофестивалями, «окучивая» их, чтобы к кинематографу, который представляют, внимательно относились, ищут новые формы презентаций своего кино, анализируют и прогнозируют его шансы на различных фестивалях. Кроме того, ведут переговоры с дистрибьюторами и т.д.
— А как вы относитесь к постоянным репликам, что украинского кино нет или его слишком мало, чтобы создавать подобную организацию?
— Поэтому мы и решили, что эта организация не должна быть государственной, чтобы не упрекали в трате государственных денег. Мы используем спонсорские, меценатские деньги. Разумный американский продюсер начинает промотировать свою картину еще на стадии замысла, и мы, просчитывая, что украинское кино все-таки станет на ноги со временем, решили этим заниматься. Ведь есть и сегодня интересные картины. Например, фильм Сергея Буковского «Назови имя свое» не был показан. Наша документалистика могла бы занять свою нишу в мировом кинопроцессе. В этом году есть определенный подъем, по крайней мере пять украинских фильмов уже вышло в этому году. Наша задача и внутри страны популяризировать свое кино, хотя, в первую очередь, — продвигать его на другие рынки. До конца года предполагается закончить еще четыре картины. Мы ведем переговоры с международными фестивалями. И не только самыми крупными, класса «А». Есть небольшие фестивали, где можно представлять студенческие фильмы. Нами создан первый каталог, сейчас немножечко его изменяем, дополняем. Кроме того, собираемся инициировать копродукцию. Сейчас в работе большой международный проект — фильм о гениальном ученом Ландау, над которым работает создатель известного дебюта «4» Хржановский-младший. Для Украины престижно участвовать в таком проекте. В общем, работы достаточно много. На бытовом языке можно сказать — это как в хорошем супермаркете, нужно красиво упаковать продукт, чтобы его купили.
— Кроме вышеперечисленного, предполагаются какие-то гранты, для дебютантов, например? Собираетесь ли принимать участие в производстве кино?
— Нет, на данном этапе мы не видим себя участниками производственного процесса. Достаточно много организаций в Украине — как государственных, так сегодня уже и частных, которые занимаются производством. Наша задача свести нужных людей между собой и тот проект, который мы считаем интересным, попытаться внедрить, навязать, убедить в его необходимости. Мы видим возможности найти копродюсеров за рубежом, в помощь нашим кинематографистам. Выше я говорил о каталоге, но мы издали диск с украинскими короткометражками. Тираж достаточно приличный для того, чтобы распространять эти фильмы.
— Распространять каким образом, продавать?
— Это подарочный вариант, однако в данный момент ведем переговоры с одной греческой компанией, которая заинтересовалась возможностью купить эти короткометражки для показа на греческом телевидении или, возможно, проката в кинотеатрах. Мы готовим еще один каталог, который будет представлять Украину по областям яркими фотографиями: что можно снять в Карпатах, в Крыму, в восточном регионе, центральном — с замками, какими-то историческими местам, соборами. Подобные каталоги уже выпущены в Польше, Румынии, Боснии т.д. Там и отели, и рестораны. То есть группа, которая собирается что-то снимать в Украине, должна иметь представление, где и что можно делать, где отдохнуть между съемками.
— Когда таким образом представляют страну для услуг именно кинопроизводства, кроме всего прочего, выгодно в этой же стране получать техническое обеспечение съемок. Насколько сегодня Украина, так как студии в плачевном состоянии, готова предоставлять подобные услуги?
— Готова, здесь значительно дешевле, чем делать фильм в России и других странах. Самое популярное в мире место съемок сегодня Румыния. Там Френсис Форд Коппола снимал свою последнюю картину — дешевле, замечательные ландшафты. До этого самым популярным местом была Чехия, там прекрасно оборудованная студия. Конечно, есть много проблем, которые нужно решать, что-то нужно делать в отношении студий. Тот же Виктор Приходько сделал неплохую киностудию и успешно развивает ее. Есть надежда, изменится что-то со студией Довженко, У них грядет 80-летие, они обратились к нам, чтобы за рубежом больше знали о студии, там тоже происходит определенное техническое переоснащение. Вместе будем делать серьезный проект по реставрации украинской классики. Например, Каннский кинофестиваль предложил в этому году в официальной программе «Синема дю классик» показать реставрированную копию «Тени забытых предков» Сергея Параджанова. Они прислали 16 страниц технических требований к фильму. Это дорогой проект, техники не хватает здесь, что-то нужно делать пока на Западе. Планируем на этот год три картины отреставрировать, постараемся успеть к Каннскому фестивалю это сделать. Надо реставрировать классику, Довженко, готовить выпуск подарочных изданий. И не только подарочных, кино должно продаваться. А что происходит со старым украинским кино? Александр Довженко, Кира Муратова, Роман Балаян, братья Ильенко, украинская анимация — это то, чего практически не существует. Есть старые потрепанные копии, которые нигде нельзя показать, кроме университетских залов.
— У интеллигентных людей не принято задавать вопросы о деньгах, но, тем не менее, ведется и планируется большая работа — выпуск DVD, каталогов, поездки, презентации и т.д. Кто поддерживает и откуда финансы, ведь это немалые деньги?
— Мы гордимся организационной поддержкой в создании нашей фундации г-жи Екатерины Ющенко, которая много внимания уделяет проблемам украинского кинематографа. На руководителей самых крупных фестивалей производит впечатление и интерес к кино первой леди, ее интеллигентность, профессионализм и знание языков. И у нас есть постоянный партнер, с которым мы заключаем долгосрочный договор на несколько лет. По крайней мере, мы уже полностью отработали с ними программу на этот год, включая следующий Берлин. Благодаря яркому участию компании «Немиров», мне приятно подчеркнуть, что сейчас обращаются самые разные коммерческие компании с предложением участвовать в этом проекте. Кого-то мы переориентируем на производство, потому что действительно, очень много интересных проектов.
—Есть ли интерес и поддержка кинофундации со стороны мировых кинозвезд? Чем вызван их интерес?
— В прошлом году в Каннах очень много помогал нам Жерар Депардье. Он же помогает в подготовке Каннского проекта этого года. Присутствие ярких личностей будет способствовать и популяризации украинского кино. В Берлине очень поддержал нас Анджей Вайда.
— Можно ли конкретизировать календарный план работы кинофундации?
— Прямо сейчас — фестиваль польского кино в Украине, Он начался в конце марта во Львове, а 16 апреля стартует в Киеве премьерой фильма Анджея Вайды «Катынь». Мэтр впервые приедет в Украину. Акция проводится совместно с польским Киноинститутом, при поддержке польского института культуры в Украине и нашего Министерства культуры и туризма. Ответная акция — фестиваль украинского кино будет в сентябре в Польше. В мае — большая презентация в Каннах, потом — неделя украинского кино в Париже, участие в Московском кинофестивале, неделя кино в Германии...
— Какое украинское кино будет представлено в программе этих «недель»?
— И старое, и новое, это такое двойное зеркало. Что-то из наших классиков. А живых классиков — Романа Балаяна, Киру Муратову, Юрия Ильенко — мы хотим представить следующим образом: первая картина — последняя картина
— Как будете решать вопрос с правами, ведь сегодня они у продюсеров, у государства, у студий?
— Думаю, мы найдем общий язык.
— И все эти грандиозные планы исключительно при поддержке спонсоров, без участия государства?
— Мы сейчас заключаем договор с Минкультом. У них есть целый ряд планов реставрации копий, выпуска DVD и даже участия в фестивалях. Они чем-то поддерживают, иногда оплачивают билеты и т.д. Лучше это делать централизованно, объединяться, а не разделять какие-то вещи. Тот же павильон Украины в Каннах, который впервые появится в этом году, стоит безумно дорого. Но кинофундация не будет сидеть на голове у государства, просто какие-то реальные проекты, которые уже запланированы министерством, мы будем осуществлять вместе. Верю в будущее украинской киноиндустии.