Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как становятся примами сцены?

Недавно свой юбилей отметила известная певица и педагог Надежда Куделя
10 ноября, 2006 - 19:48
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК»: ФИГАРО (Р. МАЙБОРОДА) И РОЗИНА (Н. КУДЕЛЯ) / ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ

Нынче Надежда Павловна учит студентов в Институте искусств Национального университета культуры им. Драгоманова, а также преподает вокал в студии Хора им. Г. Веревки. Своим талантом и чарующим голосом Н. Куделя прославила не только свое имя, но и Украину.

Надежда была лучшей из лучших на Всемирном фестивале молодежи в Вене в 1959 г. (тогда еще студентка III курса Киевской консерватории). Куделю, несмотря на юный возраст, хорошо знали меломаны, которые внимательно следили за развитием оперного искусства и новыми талантами. Восторг зрителей вызывало каждое выступление молодой, красивой, артистичной певицы, которая от природы имела красивый и сильный голос широкого диапазона, ровный в разных регистрах. Мария Эдуардовна Донец-Тессейр (педагог Надежды Кудели) была очень довольна своей ученицей. В 1955 году она писала своей подруге Наталье Франковской: «Надежда — сирота из детдома, у нее очень красивый голос, она способная, музыкальная, играет немного на рояле...». В восторге от голоса Кудели была и сама Франковская, которая принимала участие в отборе молодых талантов на Венский фестиваль. Она написала Марии Эдуардовне: «Куделя твоя — чудо. Только что она спела Динору: я подумала — она пройдет. Прекрасная техника. Какой голос! Какое brio! Какая свобода верхнего регистра! Какая уверенность, спокойствие...». Наталья Франковская не ошиблась, и Надежда не только прошла отборочный конкурс на фестиваль, но и получила там Золотую медаль, звание лауреата I премии. Это при том, что конкуренция была очень большая. Количеством баллов Надежда превзошла саму Зою Христич (тоже Золотая медаль) и Диану Петриненко (II премия). А еще на конкурсе выступали старшие по возрасту, уже хорошо известные, как сейчас говорят, «раскрученные» на территории СССР певицы.

После победы на фестивале к Надежде Куделе пришел большой успех. Она часто выступала на ТВ, радио и концертах. Ее отправили на стажировку в Италию, в Римскую музыкальную академию Санта-Чичилия...

Киевский оперный театр всегда выделялся ярким созвездием талантов, особенно в течение 60-х годов. Такие его певцы, как Кикоть, Гришко, Ворвулев, Гнатюк, Гуляев, Кондратюк, Шевченко, Третяк, Соловьяненко, Тимохин, Огневой, Руденко, Мисина, Река, Пономаренко, Любимова — могли стать украшением любой оперной сцены мирового уровня.

Но особенно сильным в Киевской опере был состав колоратурных сопрано. Целая плеяда певиц: Чавдар, Руденко, Мирошниченко, Чкония, Куделя, позднее Стефьюк — феерия певиц с уникальными прозрачными голосами, легко перекрывавшими все пространство оперного зала вплоть до верхних ярусов, с таким благородным металлом невероятных верхних нот, с такой высокой техникой пения, что аж дух захватывало, казалось нереальным. Недаром этих певиц называли «украинскими соловьями». Словно сама лирическая душа украинского народа выливалась в их трелях. Георгий и Платон Майбороды, Филиппенко, Шамо, Билаш, Кос-Анатольський и многие другие композиторы писали все новые и новые шедевры для этих голосов: арии, романсы, популярные песни. Написанная композитором Зубцовым на слова Сынгаивского песня «Весняний Київ» рассчитана на голос Кудели, на ее феноменальные верхние ноты, звучала из радиоприемников много лет.

Каждая из этих певиц была неповторима, имела свой музыкальный нерв, свое особое воздействие на слушателя. Все это вместе рождало, возрождало ростки украинского самосознания и патриотизма. Нам, тогда еще совсем юным поклонникам оперы, наивно казалось, что это пение — наше изобретение, привилегия. Это был период так называемой «хрущевской оттепели», когда души даже тех, кто не умел петь, звенели от неповторимости предчувствия свободы, от ощущения своей самодостаточности, гордости за свой народ.

В этом «соловьином хоре» (на фоне Елизаветы Чавдар, Беллы Руденко, Евгении Мирошниченко) Надежда Куделя не была лидером. «Раскручивать» всех прим оперы на один уровень популярности, по- видимому, не было потребности. Главные лавры доставались лидерам. Но, благодаря неповторимым особенностям своего голоса, у тонкой души Кудели был свой верный, благодарный слушатель, который шел в театр именно на нее, жил образами многочисленных оперных партий, которые Надежда так безупречно исполняла, слушал прекрасное ее исполнение камерной классики и народных песен в концертах. Публике было интересно наблюдать, как расширяется репертуар певицы, растет ее вокальное и сценическое мастерство. Врезалась в память ее Розина («Севильский Цирюльник» Россини), Джильда («Риголетто» Верди), Папагена («Волшебная флейта» Моцарта), Лейла («Искатели жемчужин» Бизе), Лючия («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Маргарита Валуа («Гугеноты» Мейербера), Йолан («Милана» Майбороды), Ярина («Арсенал» того же автора). Образы, которые она создавала, были не только чарующи, милы своей красотой, искренностью, но и всегда сценически и вокально безупречно выразительны, точны.

В концертных номерах Надежда Куделя всегда блестяще выступала: внешне очаровательная, игривая, безупречно точная эмоционально в каждом исполняемом произведении. Надолго запомнился слушателям ее совместный концерт с прекрасным баритоном Юрием Гуляевым. Надежда Куделя ничем не уступала уже известному мастеру, по-настоящему владела залом.

Событием 1964 года стало участие певицы вместе с Анатолием Соловьяненко в премьере оперы Верди «Травиата». Зрители тепло приветствовали двух будущих выдающихся артистов. В этом же году на Конкурсе им. Дж. Эминеску в Румынии Надежда Куделя стала лауреатом, а в 1967 — на Конкурсе молодых певцов в Болгарии — дипломанткой.

Талантливая певица много работала над камерным репертуаром. Украинское радио и сейчас часто передает в ее исполнении «Концерт для голоса с оркестром» Г. Майбороды, произведения Ф. Крейслера, Г. Вольфа. Но главной работой для Н. Кудели всегда была оперная сцена. Почти за 30 лет она спела около 30 партий вместе со многими выдающимися партнерами. Работы в театре тогда было много, а еще нужно было воспитывать дочь Олю, хотя помогать Надежде было некому. Муж, тоже певец, часто болел и вскоре умер. Но Куделя всегда мужественно умела выдерживать удары судьбы. Надежда Павловна вырастила прекрасную дочь, которая продолжила династию и сейчас является солисткой Национальной оперы Украины. Подрастает красавица внучка. Может, и она станет певицей? Куделя воспитала немало прекрасных учеников и сейчас раскрывает свои секреты творческого мастерства студентам-вокалистам.

Григорий ЩЕРБИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ