Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как-то в Авдеевке...

Виталий Малахов выпустил в Театре на Подоле премьеру «Серые пчелы» по одноименному роману Андрея Куркова
12 декабря, 2019 - 10:44
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ — ПАШКА (СЕРГЕЙ БОЙКО) И СЕРЫЙ (БОГДАН БЕНЮК), БЫВШИЕ ОДНОКЛАССНИКИ, А СЕЙЧАС ПЕНСИОНЕРЫ, ЕДИНСТВЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ПОКИНУТОГО СЕЛА В «СЕРОЙ ЗОНЕ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ

Это произведение А. Куркова вошло в шорт-лист «Книги года BBC-2018». В спектакле «Серые пчелы», как в лучших своих постановках, В.Малахов умный и насмешливый, здесь игра легко балансирует на грани мелодрамы и иронии, что дарует публике радость точного опознавания действительности и слезы тихого восхищения честным лицедейством.

Главные герои — Пашка и Серый, бывшие одноклассники, а сейчас пенсионеры, единственные обитатели покинутого села в «серой зоне» под Авдеевкой, на узкой полоске земли между двух армий.

Пашку играет Сергей Бойко, а Сергеевича (Серый) — Богдан Бенюк. Нехитрые диалоги этих двух артистов завораживают. Спектакль идет три часа, течет непоспешно — и при том не кажется длинным, тех трех часов просто не замечаешь.

Все начинается с какой-то почти виннипуховской интонации, с первых реплик, которые напоминают диалог Пуха с Кроликом: «Кто там?» — «Я». — «Кто — «я»? Этот трогательный мотив и в дальнейшем не исчезает. Он подкреплен еще и тем, что у Серого-Бенюка — виннипуховская комплекция и пластика, а еще он — пасечник. Поэтому двое друзей осуществляют вечерние беседы за чаем с медом. А мед в серой зоне горький, потому что дым войны оседает на цветы. Размышления об этом тоже отдаленно напоминают реплики Пуха о «неправильных пчелах». Точнее, пчелы — правильные, а вот война — нет.

Вообще, тон разговора о войне в этом спектакле найден очень точно, тактично и осторожно, с учетом того, что публика не любит слишком прямые, а тем более навязчиво поучительные напоминания о непохороненных солдатах и потерянных домах.

А ведь речь идет как раз об этом и ни о чем другом. Но показано это так деликатно, как о войне, смерти и любви рассказывают детям.

Удивительно, но серьезная драматичная ситуация в спектакле Виталия Малахова выстроена таким образом, что легко впускает в себя даже элементы фарса. Например, скажем, когда в воображении Серого появляется Янукович — неназванный, но легко узнаваемый. Он приходит по снегу, почему-то вдруг босой, однако, в пышной шапке, явно одолженной с чужой головы (в этой эпизодической роли — Федор Ольховский). Или когда в гости к Серому приходит бывшая одноклассница Светка (Лариса Трояновская) и приносит ужин. Светка из всех сил соблазняет его. А Серый же давно ничего не ел! И он продолжает жевать — даже у Светки в объятиях, под старую песню Аллы Пугачевой. Подобные детали придают всему, что мы видим, какой-то, сказать бы, «документальности» — но такой, что ее не увидишь в «военных» сюжетах телевизионных новостей. Из вот таких вот элементарно достоверных признаков живого человеческого существования и соткан этот спектакль, который вынуждает публику смеяться сквозь слезы.

Следующие показы «Серых пчел» состоятся 22 декабря и 16 января.

Иван БАБЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ