Мои воспоминания — это воспоминания родной сестры, почти ровесницы, единственного свидетеля детства и жизненного пути Владимира Денисенко, известного украинского кинорежиссера, ученика Александра Петровича Довженко, мастера, который работал во времена советской империи. Попытка развеять мрак забвения, повысить уровень заинтересованности кинохудожником будет способствовать осмыслению его судьбы, ведь он еще в юности, в 1949-ом, попал под репрессивную метлу и в течение всей жизни подвергался преследованиям как «буржуазный националист».
Несмотря на скованную свободу, цензуру, запреты — титанический труд. Ежегодно — новые творческие помыслы и поиски, написание сценариев. Но большинство созданных фильмов брата оставались на полках московских архивов.
С особенным трепетом вспоминаются запреты на попытку В. Денисенко излить в фильмах боль за охваченную огнем Украину в водовороте самой страшной мировой войны. Ужасы и ад, увиденные им в детстве, годами выливались на бумагу. В четырех из двенадцати поставленных им фильмов основные темы — война, судьба человека, цена победы, отвага и совесть народа («Солдатка», «Роман и Франческа», «На Киевском направлении», «Совесть»).
«Солдатка» (1959 г.) — первый фильм по собственному сценарию о трагической любви женщины, обожженной войной. Герой картины, по возвращении с фронта полюбивший вдову погибшего друга, умирает от пули, которая осталась возле сердца. Сценарий не принимали! Скитание по инстанциям и чиновникам, герой фильма не должен умирать — «это противоречит канонам соцреализма». Разрешение на постановку было получено только с условием, что герой останется живым.
Следующий фильм «Роман и Франческа» (1960 г.) по сценарию А. Ильченко. Мелодрама о судьбе двух влюбленных — матроса-украинца Романа и девушки-итальянки Франчески, которых разлучила война.
Фильм имел большой резонанс: в Советском Союзе собрал 78 миллионов зрителей. Брат, как режиссер-постановщик, должен был ехать на кинофестиваль в Венецию. Но... в Москве при посадке в самолет, когда Владимир уже поднялся на трап, к нему подошли двое в гражданском и предложили сдать билет, поскольку он лично не имеет права выезжать за пределы Советского Союза.
В 1967 году после длительной борьбы с Госкино СССР брат получил разрешение на постановку фильма «На Киевском направлении», где впервые была отражена историческая правда о роли защиты Киева в ходе Второй мировой войны. Сопротивление войск Юго-Западного фронта, на два с половиной месяца задержавшее наступление фашистов и сорвавшее гитлеровский план «BlitzKrig», фактически спасло Москву. Отказ Сталина в предоставлении поддержки обусловил окружение 700-тысячной армии и гибель штаба генерала Кирпоноса.
Фильм утвердили в Госкино СССР, но по решению Главного военного управления он был разрешен к демонстрации только на малом экране.
Кинолента, имеющая большое воспитательное значение, даже в годы независимости Украины не реставрируется, погибает, уходит в небытие, хотя именно сегодня этот фильм дает знание исторической правды о роли Киева во Второй мировой войне. Он необходим обществу, особенно молодежи, для формирования национального достоинства и осознания роли генерала Кирпоноса, украинца, которого советская власть называла предателем.
Сценарий второй серии киноповести о Киеве и киевлянах во время немецкой оккупации под названием «Неопалимая купина» остался на бумаге. Несмотря на поддержку директора киностудии Василия Цвиркунова, руководство ЦК КПУ в создании фильма отказало: «не актуально»!
В следующем году Владимир Денисенко ставит фильм тоже на тему войны. Но без цензуры и без согласования с ЦК КПУ! Как руководитель третьего курса кинофакультета Киевского театрального института он разработал режиссерский план по сценарию Василия Земляка для выполнения летней работы студентами. На учебной пленке за одно лето в селе Копылове Макаровского района был снят полнометражный художественный фильм «Совесть». Студенты жили в школе, брат кормил их в чайной села, а колхоз давал им молоко за организацию концертов.
Главный герой фильма — молодой житель села. В столкновении с немецким комендантом, защищаясь, убивает его. Немцы требуют у крестьян выдать убийцу, иначе будут расстреляны все. Поражающее единство села — никто никого не выдал. Совесть каждого превышает страх смерти. Казнь всего села.
По оценке специалистов, фильм имел чрезвычайно высокий художественный уровень, который, со слов известного кинорежиссера Сергея Параджанова, опережал на десять лет кинематографию того времени. Но советская власть обрекла киноленту на забвение. Ведь не была показана руководящая роль партии! Фильм пролежал в архивах института двадцать лет! Он был чудом найден и фактически спасен старшим сыном режиссера Александром.
Большие трудности испытал брат при утверждении сценария фильма «Сон» о молодых годах Тараса Шевченко, созданного к 150-летию со дня рождения гениального поэта.
Несмотря на позитивную оценку редакции киностудии и лично Василия Цвиркунова, сценарий не принимали. Только когда привлекли к работе Дмитра Павлычко, который входил в сценарную мастерскую киностудии им. А. Довженко, сценарий был утвержден. Однако тогдашний секретарь по идеологии ЦК КП(б)У А. Скаба отказал предоставить разрешение на постановку фильма, обвинив его в петлюровщине. Защитил авторов Василий Васильевич Цвиркунов.
Для принятия решения относительно судьбы готового фильма на студию съехались все члены ЦК КПУ во главе с первым секретарем П. Шелестом, который после просмотра поздравил брата с большим творческим достижением. Но фильм демонстрировался в Киеве только на первом и последнем сеансах.
Так было и с фильмом В. Денисенко «Озарение» (1971 г.). Столкнувшись с несовершенством тогдашней медицины, Владимир стал изучать проблемы молекулярной биологии, генетики. Ознакомился с открытием ученого Института микробиологии АН УССР Гамалии. Натолкнувшись на сложности в признании авторства в условиях советской действительности, выступил против псевдонаучности, опасности для судьбы научных открытий.
Кстати, известный актер Богдан Ступка создал чрезвычайно сложный образ ученого-интеллектуала с богатым творческим воображением, которое контрастировало с будничной реальностью эпохи советского общества того времени. В фильме использована духовная музыка Максима Березовского, о которой умалчивала советская власть, — «Не отвержи меня во время старости».
Но лента была негативно оценена кинокритиками, получила самую низкую категорию и осталась на полках подмосковных архивов. Но и сегодня сохранение этого творческого наследия брата игнорируется. Как и большинство его картин, кинолента не планируется к реставрации, выцветает и погибает.
Чрезвычайно драматичная судьба ожидала фильм «Высокий перевал», в котором Владимир смело коснулся самого трагического периода советской империи — освободительного движения в Западных областях Украины; темы, на которую коммунистической властью было наложено «табу».
В картине представлен чрезвычайно сложный образ коммунистки, зомбированной большевистской властью во время эвакуации на Урал. Вернувшись в родное село, она встречает в рядах УПА не бандитов, а собственных детей и мужа, которые стали на путь борьбы против репрессивной политики КГБ. Внутренний конфликт между чувством матери и коммунистки, настроенной на выполнение заданий советской власти, способной отправить собственную дочь в сибирские лагеря. Тройное философское толкование — трагедия матери, трагедия семьи, трагедия народа...
Хождение по инстанциям. Разрешения не давали. Согласие было получено только при поддержке председателя Госкино Ю. Олененко.
Известный член Хельсинского союза Олесь Шевченко дал одобрительную оценку сценарию, но посоветовал не ставить фильм: «Правду об этих событиях донести не дадут. У власти есть много методов, чтобы исказить».
Во время съемок на Ивано-Франковщине на съемочной площадке постоянно находились люди «в гражданском». Брат понимал, что это надзор и все время находился в нервном напряжении. Его начало тревожить сердце. Местные врачи диагностировали микроинфаркт, потом рецидив, рекомендовали обязательную госпитализацию, но Владимир продолжал снимать фильм. Спасло то, что жена Наталья, которая исполняла роль главной героини, неотступно была рядом и выполняла все медицинские установки врачей.
Потом была вырезка по живому кадров, требование органов КГБ переснять ленту. Не разделяя навязанной трактовки сценария, Владимир пригласил композитора Мирослава Скорика создать музыку, которая была бы сильнее экранных возможностей фильма. Гениальная мелодия ля-минор исполняется сегодня многими музыкантами, терзая душу и разрывая сердце.
После выхода «Высокого перевала», постоянных волнений из-за того, что не смог отстоять задуманное, защитить от жестокого вмешательства в живой организм созданного им фильма, у брата стала прогрессировать ишемическая болезнь сердца.
Однако Владимир взялся за осуществление мечты, над которой работал пятнадцать лет, — возвращение настоящей истории украинского народа, создание фильма о Крещении Киевской Руси.
Сценарием предусматривалось создать два фильма по мотивам «Повести временных лет», осветить политические и династические связи Киевской Руси со странами северной Европы, уровень развития социальных, экономических и государственных основ общества. К празднованию тысячелетия крещения Руси в 1988 году Денисенко планировал завершить дилогию, которая должна была состоять из двух самостоятельных, сюжетно завершенных фильмов: «Красное Солнышко» и «Громовой понедельник». На роль князя Владимира дал согласие известный актер и режиссер Сергей Бондарчук.
Но советская власть сделала все, чтобы этот замысел не был осуществлен. Несмотря на то, что Московский институт истории подтвердил достоверность использованных исторических документов, Госкино СССР запретило постановку. Ответ из Москвы об окончательном отказе брат получил в пятницу 8 июня 1984 года. А в воскресенье, 10 июня, внезапная смерть оборвала все намерения и надежды. Сердце не выдержало перенесенных пыток. Медицинские доказательства — рубцы на сердце от перенесенных инфарктов и рубец через всю печень — след допросов в сталинских тюрьмах.
К сожалению, во времена независимости Украины фильмы Владимира Денисенко остаются малоизвестными для молодого поколения. Большинство кинолент, хотя и выкуплены из Москвы (кроме фильмов «Сон» и «Совесть»), лежат в архивах, не отреставрированы, выцветают и уходят в небытие. В условиях широкомасштабной информационной войны северного соседа вызывает боль засилье на телеканалах российских телесериалов о «счастливых годах» в советские времена.
Имеем ли мы моральное право терять творческое наследие украинских кинорежиссеров, необходимое для воспитания современной молодежи и грядущих поколений? Чтобы не остались в резервации «младшего брата» и пришли к осознанию себя, своего места в своем государстве и мире.
Фото из семейного архива Денисенко