Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как вывести культуру из «зоны»

4 декабря, 1996 - 20:05

Уже несколько месяцев подряд представители науки, культуры и творческой интеллигенции пытаются привлечь внимание отечественной и мировой общественности к тому, что украинскую культуру и искусство нужно немедленно выводить из кризисного состояния. «День» неоднократно писал о выселении книжных магазинов и картинных галерей, разрушении памятников, застройке исторических центров городов Украины. Чтобы не потерять то, что осталось, украинская культурная интеллигенция решила объединяться, чтобы сопротивляться власти. Для этого в пятницу в НАУКМА было созвано Чрезвычайное собрание «Украина — зона культурного бедствия». Его цель — выработать план выхода из культурного кризиса. Одним из пунктов плана стала Государственная программа чрезвычайных мероприятий по преодолению культурного бедствия и составление черного списка врагов культуры Украины. Воплотить план в жизнь невозможно без поддержки общественности, которая должна не просто действовать ради спасения искусства, а контролировать каждый шаг власти относительно развития культуры. Так считает один из организаторов Чрезвычайного собрания — президент Украинского философского фонда Сергей ПРОЛЕЕВ.

— Пан Сергей, будет ли достигнут компромисс между властью, общиной и защитниками украинской культуры после проведения Чрезвычайного собрания?

— Важно, чтобы собрание не стало окончанием процесса возрождения украинской культуры. Как по мне, они должны быть катализатором широкого общественного движения, которое бы занималось проблемами культуры, требовало от государственной власти конструктивных решений. А говоря о культурном кризисе, не следует забывать, что главной культурной ценностью является человеческая личность. И это — проблема проблем. Поэтому говорить о культуре и национальной культуре в отрыве от потребностей человеческого достоинства, самоопределения конкретной личности в современном мире — значит двигаться назад. Если участники Чрезвычайного собрания будут играть больше на эмоциях, это может отразиться на их позиции относительно культуры в целом. Но проблемы культуры универсальны, они касаются всех людей, независимо от политических предпочтений, национальности или социального уровня.

— Насколько опасно называть Украину зоной культурного бедствия?

— Это определение акцентирует на катастрофическом положении всей гуманитарной сферы современной Украины, то есть всего того, что обеспечивает гражданам чувство собственного достоинства. Ведь культурным фактом являются все экономические, политические и социальные факторы, которые подпитывают человеческое достоинство. Режим существования бизнеса, отношения политиков и органов государственной власти, настроения общественности, деятельность СМИ — все это составные культуры общества. Это не отдельная секция существования общества, а режим существования общины, когда каждый элемент общественной жизни работает или не работает на достоинство личности.

— Участники Чрезвычайного собрания неоднократно поднимали вопрос о составлении списка врагов украинской культуры. Действительно ли это нужно Украине?

— В этом предложении отслеживается использование старых средств для разрешения тех же самых старых проблем. Это алогично, поскольку применяется инструментарий, который выработан тем, что мы осуждаем, для того чтобы преодолеть осужденное. Безусловно, есть реальная проблема отношения государственных органов, руководителей страны или других лиц, имеющих определенные полномочия, к культурным делам. Это так называемые злодеи в этой отрасли, которые, кстати, есть в любой сфере общественной жизни. Другое дело, как нам их позиционировать и как к ним относиться, потому что злодеи должны подвергаться общественному осуждению. Если составить такой список, то возобновится практика репрессивного давления. Моральное осуждение предусматривает категорию стыда, а не какого-то наказания. Любое осуждение людей должно быть взвешенным и небезосновательным и осуществляться по определенному механизму, например, под воздействием определенного представительского органа, который бы рассматривал кандидатуры на моральное осуждение. Главное — обнародовать плохие дела. В этом вопросе следует отличать персону от должности, потому что никто не соотносит намеки на звание врага с масштабами компетенции и полномочий человека.

— Какой, на ваш взгляд, выход из культурного кризиса?

— Если согласиться с тем, что составляющей культуры является достоинство личности, то выходом из этой ситуации является обеспечение всех культурных условий, чтобы каждый гражданин Украины чувствовал себя уверенно и мог выстраивать сценарий своей жизни, который принесет ему счастье. Когда люди начнут существовать именно в таком режиме, будут гордится за свою страну, тогда можно говорить о преодолении кризиса. По словам одного известного персонажа, спасение утопающих — это дело рук самых утопающих. Поэтому общественное движение — это солидарные украинские общины, направленные именно на отстаивание культурных интересов, достойной и качественной жизни. Если в Украине состоится движение за культурные права, в первую очередь, то общество будет иметь основную стратегию разрешения проблемы.

КОММЕНТАРИЙ

Мария МАТИОС, писательница:

— Проблема крайне сложного состояния украинской культуры приобрела общественный резонанс. Проведение Чрезвычайного собрания демонстрирует, что проблема уничтожения культуры стоит в обществе очень остро. Высокая температура общества — это показатель того, что организм больной, это еще и лишнее подтверждение, что ситуация приобрела масштабные размеры и требует немедленного вмешательства. Нет иного способа повлиять на ситуацию, кроме общественного контроля за действиями власти, реестра, инвентаризации тех, кто принимает антиконституционные решения, кто делает погромы, рейдерские атаки. Всех этих людей нужно назвать поименно — и это станет самым лучшим способом их наказания. Но не нужно называть их врагами. Важно указать на их пагубные действия и подтвердить это нормативными актами или документами. Все-таки представители власти и все, кто причастен к нападкам на культуру, не очень любят, когда их имена появляются в таких реестрах.

Инна ФИЛИПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ