Ежегодно в Ялте снимают 17—19 фильмов, в то время, как по Украине 7—8 картин... Фактом рождения Ялтинской студии считается то, что один из пионеров кинематографа Александр Ханжонков в 1911 году снял в Крыму исторический фильм «Оборона Севастополя», который позднее был продемонстрирован императорской семье в Ливадийском дворце, считавшейся южной резиденцией Романовых. Позже в Ялте Ханжонковым была основана Южная кинобаза, ставшая впоследствии популярным центром советского кинематографа благодаря видовому богатству крымских ландшафтов. На крымской натуре снимались фильмы, действие которых происходило не только в горах, или на море, но и в пустыне, даже в тундре, т. е. на любом континенте и в любой экзотической стране. Например, свой фильм «9 рота», рассказывающий о войне в Афганистане кинорежиссер Федор Бондарчук снял тоже в Крыму. Однако, мало кто знает, что еще в 1908 г. французская кинофирма «Пате» впервые сняла в Ялте серию видовых фильмов и продемонстрировала всему миру красоты южного Крыма. Ныне этот факт является не только страницей туристической и рекламной истории Крымского полуострова, но и годом рождения ялтинского кинематографа, который в период между 2008— 2011 годах имеет все основания отпраздновать свое 100-летие. А если подойти к истории формально, то фактом рождения самой студии считается окончание постройки Ханжонковым Ялтинской кинофабрики в августе 1917 года. Поэтому летом нынешнего года студия будет отмечать свое 90-летие.
Как сообщили «Дню» в ЗАО «Ялтинская киностудия», в рамках юбилейных торжеств киностудия предложит всем желающим экскурсию, где покажет как снимаются картины и что остается «за кадром». Сейчас этот маршрут разрабатывается, однако уже известны некоторые подробности. Так, предполагается, что экскурсия пройдет по территории предприятия, где некогда размещалась знаменитая «Аллея роз», считавшаяся жемчужиной Массандровского парка. Кроме того, экскурсанты посетят «Бассейн комбинированных съемок», где нынешние режиссеры снимают сцены морских сражений и даже кораблекрушений. Работники киностудии также планируют открыть музей основателя киностудии Александра Ханжонкова. Семь лет назад на базе одной из старейших кинофабрик бывшего Советского Союза было создано закрытое акционерное общество «Ялтинская киностудия». В настоящее время на киностудии работает 150 человек. О нынешнем состоянии дел, задачах, которые приходится решать коллективу, мы беседуем с нынешним генеральным директором киностудии Дмитрием Владимировичем Тараном.
— Приближается несколько юбилеев с момента создания в Крыму «фабрики грез» Александром Ханжонковым...
— Имя Ханжонкова кровными узами связано с нашим предприятием. В советские времена киностудия вела свой отсчет времени с мая 1919 года, когда были национализированы три ялтинских кинопредприятия: АО «Ханжонков и К», «Товарищество на паях Ермольева» и Торговый дом М. С. Трофимова. Первым же свое киноателье в Крыму построил Александр Ханжонков. Кстати, он и после революции работал на киностудии, умер в Ялте, похоронен на местном старом кладбище, которое находится у подножия Поликуровского холма, где и расположено нашу киностудию. Поэтому мы хотим начать экскурсию на киностудии с посещения могилы Ханжонкова. Рассказать об этапах развития кинопроизводства в Крыму. «Ялтинская киностудия» — старейшее предприятие, находящиеся на территории Крыма, имеющее богатую 90-летнюю историю и традиции.
— С момента создания вашего ЗАО не утихают споры о том, чья теперь киностудия — это российское предприятие или все-таки украинское?
— «Ялтинская киностудия» так же, как и многие украинские предприятия, например, такие компании, как «Киевстар», телеканал «1+1» и другие, является украинским предприятием, но с иностранными инвестициями. ЗАО «Ялтинская киностудия» было создано 19 июля 2000 года, с 2003 года 100% акциями предприятия владеет компания «Поликом Вест» (Москва, РФ), но оно остается украинской компанией, т.к. юридически зарегистрировано в Украине, в Ялте. И налоги платим здесь, и рабочие места предоставляем жителям нашего города. Мы научились не обращать внимания на то, что нас за глаза называют «студією москалів», и просто делаем свое дело — снимаем кино. Кстати, у нас есть свое видение, какое кино снимать, и чем, например, южнославянский менталитет отличается от российского. Примером нашей деятельности является программа «Новини кіно», которая выходит каждую субботу на пятом канале. Это наш украиноязычный продукт. Мы считаем нормальным, что компания с российскими инвестициями производит на общенациональном канале украинскую передачу, где дается зрителям информация о съемках, проходящих в Крыму, на базе «Ялтинской киностудии», анализируется состояние отечественного кинорынка. Сейчас мы предложили приобрести эти программы региональным телекомпаниям, и ряд договоров уже подписан...
— Расскажите детальнее: как сегодня работает студия? Ведь не секрет, что ялтинское предприятие, как и все украинское кино, в свое время пережило жесточайший кризис.
— Характеризуя нынешнее состояние дел на киностудии, без ложной скромности можно сказать, что наша студия ныне — одна из самых благополучных киностудий на территории Украины. Мы работаем стабильно, не имеем долгов. Обладаем одной из самых мощных производственных баз: транспортный цех, две линейки света, современную операторскую технику, производственную базу на площади 12 га, а самое главное — коллектив с богатейшими «киношными» традициями. Сейчас на студию пришла работать молодежь, которая поддерживает наш высокий брэнд. Если подытожить, то сегодня ЗАО «Ялтинская киностудия» — крупнейшая рентал-компания на Юге Украины. Впрочем, уже семь лет мы как бельмо, не дающее покоя отдельным политикам, которые вдруг обнаружили, что у них нет собственности в Крыму, и придумали миф, что киностудия, якобы в свое время была неправильно приватизирована. В течение всех этих лет нам приходится доказывать в судах, что все было сделано в рамках украинского законодательства, и просили только об одном: «Дайте нам спокойно снимать кино».
— Какие отношения у вас сложились с украинским и крымским министерствами культуры и туризма? Используют ли сегодня украинские кинематографисты опыт «Ялтинской студии» как для выхода из кризиса и просто в творческом плане?
— Общая поддержка министерств у нас есть, ведь мы развиваем украинскую киноиндустрию. Приведу такую статистику: за семь лет работы нашего ЗАО на киностудии снято более 130 картин, то есть по 17—19 картин в год, не считая документальных фильмов, клипов и съемок рекламных роликов. С Министерством культуры и туризма Украины мы обсуждаем совместные стратегические задачи, дальнейшее развитие. Действительно, сегодня состояние дел в отечественном кинематографе далеко не простое. На мой взгляд, проблема заключается в том, что в Украине нет четкой и единой политики в области кинематографа. Если в Украине в год снимается 7— 8 картин, то, например, у наших соседей — в России при господдержке запускается до 300 картин в год! Чувствуете разницу? Так что вполне естественно, что съемочных групп из России у нас на студии работает значительно больше чем украинских, да и объемы российской киноиндустрии в сотни раз превышают украинские. Почему так происходит? Это вопрос следует задать представителям украинской власти, к политикам, которые никак не поделят между собой собственность и не решат вопрос двоевластия...
Поэтому разговоры о том, что вот, мол, на «Ялтинскую киностудию» пришли россияне и теперь они заказывают свою музыку — абсолютно бессмысленны. Наши инвесторы — прагматики, их интересует бизнес: рентабельность предприятия и получение прибыли от деятельности, в нашем случае производства картин и предоставление услуг разным съемочным группам, а из какой страны они приехали, для них не играет никакой роли.
— Киностудия только предоставляет услуги съемочным группам или вы планируете снимать собственные картины?
— Еще в советские времена наша киностудия снимала три-четыре собственные картины в год. После распада СССР студия стала влачить нищенское существование и была на грани развала. Единичные съемочные группы, которые приезжали в Ялту, положение дел не спасали, поэтому и было принято решение о приватизации киностудии. С момента образования ЗАО киностудия, в основном, позиционировалась как рентал-компания, т.е. только предоставляла услуги.
С прошлого года «Ялтинская киностудия» вновь стала продюсерской компанией. Теперь мы не только обслуживаем киногруппы из разных стран, но и производим собственный «продукт»: телепрограммы, художественные фильмы, сериалы и т.д. Иными словами, мы предлагаем на кинорынке два направления: можем обслуживать киногруппы, и производить собственную продукцию. Так, в прошлом году мы выступили в качестве сопродюсеров картины «Дом Солнца», которую снимал, как режиссер Гарик Сукачев. В этом году во второй половине июня запускаем собственный проект под названием «Набережная Ялты».
— Имеет ли студия собственную языковую политику? На каком языке будут говорить герои ваших фильмов?
— Мы планируем производить ряд собственных полнометражных телевизионных фильмов. Но я бы не говорил о том, что студия имеет свою собственную языковую политику, а мы исходим из условий кинобизнеса. Действительно, пока фильмы снимаются преимущественно русскоязычные, но это реалии, т. к. основной наш рынок потребления — Россия. Производить кинопродукцию только на украинском языке, с точки зрения политики — важно, но экономически, увы, невыгодно. Объясню почему. Количество украиноговорящих кинотеатров настолько незначительно, что ныне делать крупнобюджетные картины (а это, поверьте, очень дорогое удовольствие), ориентированные только на украиноговорящие регионы — не рентабельно. Поэтому мы будем делать несколько проектов на русском языке и писать к фильмам «украинскую дорожку» (субтитры) для проката по Украине. Мы вложили определенную сумму денег на старте, и естественно хотим получить деньги на выходе — от российских дистрибьюторов (таковы сегодняшние реалии бизнеса)…
— Ялта всегда гордилась своей киностудией. Какие у вас сейчас взаимоотношения с городом?
— Ялта и «Ялтинская киностудия» — две составные части единого целого, брэнда «ЯЛТА». Название нашего города начинается с последней буквы алфавита, но есть легенда о том, что последняя буква алфавита «я» символизирует энергию, счастье, свободу, деньги, т.е. все то, к чему люди всегда стремятся. Для Ялты киностудия — знаковое предприятие, и пусть пока еще не бюджетообразующее (в плане денег), но с точки зрения эмоциональной: по привлекательности, как экскурсионно-туристический объект, киностудия очень значима. И городские власти это понимают. Кстати, по итогам работы за 2006 год в общегородском конкурсе «Общественное признание» наша студия победила в номинации «Возрождение». На нашем предприятии созданы новые рабочие места (за полгода с.г. на работу принято 34 человека), увеличиваются объемы по производству картин, мы создаем собственные декорации, готовим новую, более мощную производственную базу. Надеемся на то, что в ближайшем будущем, когда начнем продюсировать собственные фильмы, у нас пойдут обороты, связанные с продажей собственного продукта, и станем более бюджетообразующим предприятием, чем сейчас.
Пока мы строим свою деятельность на следующих принципах: рекламировать Крым и Ялту. Нужно поднимать имидж нашего курорта, который пока проигрывает курортам Турции, Болгарии. Греции. Поэтому стратегическим продуктом этого года мы выбрали телевизионный сериал «Набережная Ялты». В нем мы хотим рассказать о курорте, его достопримечательностях, известных людях, живших и работавших в Крыму; показать этот фильм на центральных каналах РФ. Надеемся привлечь внимание зрителей к нашему городу и Крымскому полуострову, в целом. Мы хотим поступить хитро: одним выстрелом убить двух зайцев — показать в России хороший фильм и получить за это деньги, и сказать зрителям: «Приезжайте в Ялту! Красивее и романтичнее мест вы вряд ли найдете»… Фильм будет полнометражный, длительностью 85 минут. Авторами сценария телесериала выступают наравне со мной киевлянки — Нина Иванович и Леля Полищук (последняя также является режиссером «Набережной Ялты»). Мы планируем снять его за 14—16 дней. В картине будут задействованы всего два известных актера, остальные — актеры крымских театров. Известные лица нам нужны для того, чтобы фильм был воспринят в России (ведь повторюсь 100% финансирование — россиян). Ныне ведутся переговоры с предприятиями Ялты, поскольку речь идет о рекламе города, считаем целесообразным участие предпринимателей в финансировании прямой рекламы на центральных российских каналах. Кстати, эти вопросы мы обсуждаем и с руководством Крыма…