Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как зажигаются «звезды»?

О конкурсе Горовица, Летней академии, Киевских музыкальных вечерах...
1 ноября, 2005 - 20:22
ОХ, НЕЛЕГКАЯ ЭТО РАБОТА — БЫТЬ ЧЛЕНОМ ЖЮРИ И РАЗГЛЯДЕТЬ СРЕДИ КОНКУРСАНТОВ БУДУЩУЮ «ЗВЕЗДУ» (ЮРИЙ ЗИЛЬБЕРМАН — В ЦЕНТРЕ) / ФОТО АНАТОЛИЯ МЕДЗИКА

4 ноября отметит свой 60- летний юбилей Генеральный директор Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица, Юрий ЗИЛЬБЕРМАН. Его страстная увлеченность своим делом и плодотворная энергия объясняет успех всех творческих начинаний, которые он инициирует и возглавляет. Кроме Фонда, конкурса Горовица (который входит в Европейский союз молодежных музыкальных конкурсов и Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов) и его ответвления под названием «Горовиц- дебют», это — фестиваль «Киевские летние музыкальные вечера», Летняя музыкальная академия, издательская деятельность, гастроли, концерты лауреатов и сотрудничество с другими музыкальными организациями.

О ГАСТРОЛЯХ

— Запланировано шесть концертов в Дюссельдорфе, Ахене, Эссене, Бохуме, Штутгарте, — рассказал Ю. Зильберман. — Пройдут переговоры с руководством высших музыкальных школ о расширении наших творческих контактов: участие в конкурсах, мастер классы, обмен учащимися. В этой поездке участвуют трое молодых пианистов: Владимир Гурьянов (Россия), Мими Ван Цзюе (Китай), Мяо Хуан (Германия) — лауреаты конкурса Горовица. Кстати, за нынешний летне-осенний период наши лауреаты выступали в России, Эстонии, Польше, Италии, Сербии, Норвегии, Германии, США. Одна из особенностей Конкурса Горовица — мы не расстаемся с нашими участниками, помогаем им, опекаем.

О ФОНДЕ

— 12 декабря в Национальной филармонии Украины пройдет концерт, посвященный 10-летнему юбилею Фонда Горовица. Мы хотим провести интересный проект «Звезды планеты» — фестиваль молодых исполнителей — лауреатов первых премий, завоеванных на крупнейших конкурсах мира (и не только фортепианных). Чтобы в фесте приняли участие не только исполнители, но и лучшие симфонические коллективы Украины. Сейчас ищем спонсоров, так как проект масштабный… К сожалению, у нас нет собственного зала. Ни один из киевских залов не отвечает меркам города с трехмиллионным населением. Филармония имеет 594 места, из которых 200 — «слепые» и этот зал катастрофически мал. (Для сравнения: в Европе города с 60-тысячным населением имеют зал, рассчитанный минимум на 3 тысячи мест). Даже Летняя эстрада (1000 мест) не вмещает всех желающих посетить наши концерты цикла «Летние музыкальные вечера». Увы, эта проблема не решается годами...

ОБ УЧИЛИЩЕ ГЛИЕРА

— Училище пока находится на пике, так как мы придерживаемся классического музыкального образования, сохраняем его ауру, систему, сформировавшуюся еще в XIX—XX веках. Мы не идем по легкому пути, открывая модные факультеты… Наша позиция сознательно консервативна, направлена на сохранение великих традиций прошлого.

ОБ АССОЦИАЦИИ

— Профессиональные объединения во всем мире — являются способом защиты и взаимообмена информацией. Объединения конкурсов начали возникать в середине ХХ века; в 1956 году возникла Всемирная федерация конкурсов, затем — Европейская, национальные ассоциации… В качестве национального объединения в 2000 году была создана Ассоциация академических музыкальных конкурсов. Ее роль прежде всего просветительская. Она выпускает информационный «Вестник ассоциации», который дает сведения о конкурсах, фестивалях Украины и мира, рассказывает о гастролях, концертах, судьбах лауреатов. «Вестник» рассылают не только членам Ассоциации, но и в музыкальные учебные заведения. Мы осуществляем методическую помощь «растущим» конкурсам: в Европе на один крупный город приходится больше конкурсов, чем на всю Украину. В ассоциацию входят «взрослые» и юношеские конкурсы...

Мы выпускаем музыковедческие научные сборники статей (с 1997 г. их вышло уже 18). Это ценно для студентов, аспирантов, соискателей, которым нужны ВАКовские публикации. В них публикуют свои статьи музыковеды — преподаватели, студенты училища им. Глиера, НМАУ. Кроме того, маленьким тиражом вышло несколько книг: двухтомные «Странствия Глинки» (авторы С. Тышко, С. Мамаев), переписка Лятошинского с Глиером (составитель — М. Копица), две мои книги (одна написана в соавторстве с Ю. Смилянской). Это совершенно некоммерческая деятельность: книги мы больше дарим, нежели продаем.

О ГОРОВИЦЕ

Сейчас в работе новая книга о В. Горовице. Уже накопилось много сенсационного материала. Все ранее известное о семье Горовица, как правило, имеет поверхностные данные и в них масса фактических ошибок. Сейчас стали доступны многие документы, свидетельствующие о трагической судьбе этой семьи. Информация лежит на поверхности, но никто не занимается ее сбором и упорядочиванием. Нужно восстановить истину в противовес сложившемуся на Западе поверхностному и легкомысленному представлению о Владимире Горовице. Художественные задачи, стиль, манера исполнения этого крупного пианиста, осуществившего поворот в искусстве, почти не исследованы, и когда начнут изучать его творчество, понадобится биографический материал, который будет в этой книге. Ведь понять творческое мышление музыканта можно лишь зная, чем он жил. Например, «Киевская симфония Владимира Горовица» воссоздает культурную атмосферу, в которой был воспитан музыкант, «корни» его натуры и творческой личности. Там приводится уникальный документ — запись из метрической книги, которую удалось найти в киевском городском архиве, поставившая точку в спорах о дате и месте рождения В. Горовица. Он родился 1 октября 1903 года в Киеве в семье Самуила Горовица...

Вторая книга описывает трагическую историю его семьи — ее отголоски повлияли на творчество пианиста. Например, известно, что с 1918 по 1921 год его отца (Самуила Горовица) арестовывали трижды. Он погиб в лагерях, и это повлияло на формирование мышления 14-летнего Владимира Горовица — ведь детство он провел в полном материальном и моральном благополучии, которым пользовалась семья одного из самых крупных и богатых инженеров Киева. Я считаю, что очень интереснейшая тема — Горовиц 1922—1925 годов, после окончания консерватории. Поразительно, каким образом за три года гастрольной деятельности произошло уникальное становление этого легендарного пианиста. Горовиц, известный по окончании консерватории только быстротой и громкостью игры, фактически вышел на всемирный уровень музыканта-виртуоза. За три года он подготовил 11 концертных программ, в которые входили 155 произведений!

«День» поздравляет исследователя творчества Горовица и человека, вернувшего имя великого киевлянина на родину. За десять лет «горовиценята», которых открыл Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица, стали профессионалами высокого ранга — это огромная заслуга Юрия Зильбермана и его команды, сделавших соревнование не только известным во всем мире, но и престижным.

Елена ЖУКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ