28 мая 1916 года умер Иван Франко. Вы знали об этом? Если да, то, поверьте, таких, как вы, в Украине немного. Бесспорно, имя Франко для украинцев не ново. Но осознаем ли мы величие этого человека? Понимаем ли жизненную миссию Франко? Или за годы независимости переосмыслили его роль в становлении украинской нации? Не оскорбили ли достоинство интеллектуала, лидера украинской интеллигенции конца ХIХ - начала ХХ века, просто окрестив «каменярем»?
Таких, как Франко, недооцененных, а то и совсем забытых, в украинской истории много. Выбрав себе несколько исторических фигур, как великий Шевченко или Хмельницкий, украинцы немного отстранились от других. Создается впечатление, что любви народа просто не хватает на всех его героев. Как отметила главный редактор газеты «День» Лариса Ившина, «стоило бы учредить день благодарности всем великим людям, сделавшим вклад в становление украинской нации, чтобы хотя бы в этот день мы вспоминали своих героев».
Львовский национальный университет им. Ивана Франко в прошлом году заказал телеканалу «Культура» фильм «Франко и университет». Этот фильм - небольшой шаг для почтения памяти выдающегося галичанина. Его показывают всем первокурсникам во время посвящения в студенты. Настоящие ценители творчества Ивана Франко просматривали фильм и в день его смерти.
О том, как жил и как умер Иван Якович Франко рассказывает декан факультета культуры и искусств Львовского национального университета им. Франко, актер и режиссер Львовского национального театра им. М. Заньковецкой, академик Академии искусств Украины Богдан Козак.
- Процесс работы над фильмом «Франко и университет» был довольно длительным, ведь сценарий фильма согласовывался комитетом при участии нашего ректора Ивана Вакарчука, а ныне министра образования. Над фильмом работало много франковедов, а моя роль заключалась в озвучивании фильма. Роли сыграли студенты факультета культуры и искусств и из театра М. Заньковецкой. Очень интересным был персонаж самого Франко. Актер, который его играл, - просто визуальная копия молодого поэта. Этот фильм показываем всем студентам, когда они дают присягу, чтобы они поняли, куда они поступили и кем был Франко. У меня также есть информация, что фильм распространен за границей в воскресных школах диаспоры.
Сам фильм не просто документальный, а документально-художественный, что очень популярно в жанре документалистики во всем мире. Фильм называется «Франко и университет», ведь учась в университете, Франко был исключен отсюда за свою партийную деятельность. Уже закончив Венский университет и защитив докторскую работу, принимал участие в конкурсе на должность доцента русской словесности в нашем университете. Но эту должность ему не дали, хотя вся профессура единогласно поддержала Франко. Однако другого мнения были австрийские власти как во Львове, так и в Вене. Он дважды пытался попасть на эту должность, но цисар не дал согласия. Посему это большая справедливость, что университет носит его имя, ведь здесь витает дух Франко.
Вообще он был очень интересным и смелым человеком. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что на защиту своей доцентуры он пришел во фраке и вышитой рубашке. Чем мало того, что нарушил регламент, он сразу заявил кто он и о чем будет говорить, а темой была «Наймичка» Тараса Шевченко. Это своеобразный вызов Франко обществу. Поэтому такой шаг в университете был воспринят неоднозначно.
Совершенно понятно, что характер у Франко был сложным и несгибаемым. Его тяжело было в чем-либо убедить. Для примера, когда поляки устанавливали во Львове памятник Адаму Мицкевичу, он мог написать в прессе статью «Адам Мицкевич - поэт предательства». Это вызвало возмущение польской общины во Львове, и он был уволен со всех должностей, которые занимал в польской прессе. Второй случай, когда он на волне национального подъема печатает в польском издательстве на польском языке книгу рассказов, где в предисловии хулит украинскую галицкую интеллигенцию за ее непоследовательность, мягкотелость и бесхребетность. Соответственно, это вызвало возмущение у украинской стороны, и на этот раз в работе ему отказали украинские издания. Видите, он совершал иногда такие поступки, которые проявляли его такую острую конфликтность к общественному мнению.
Франко говорил, что он никогда не желал быть писателем или поэтом, а только хотел быть мужчиной. И нам сейчас очень не хватает мужчин, потому что мужчина - не тот, кто ляпает языком, а тот кто делает «чин», то есть совершает действие, работает. И своей задачей он считал труд для украинского народа. Он, собственно, говорил, что всегда работал для своего народа, и считал, что сделал очень мало. Поэтому желал, что бы те, кто придет после него, для своих современников сделали намного больше, чем сделал он.
В некоторой степени поэты являются пророками своего народа. И Шевченко, и Франко были провидцами. Это очень популярная тема сейчас в науке. Потому что у Франко были определенные видения. Он мог описать определенные сцены, которые, как потом оказывалось, существовали в реальности и которых он не знал: места, пейзажи, люди... И это удивительно. Сейчас в науке начинают исследовать психологию его творчества, построенную на предчувствии и считывании будущего. Этот человек был одарен высшим даром.
Я бы сказал, что Франко в известной степени - это большой сгусток боли. Боль была и в личной жизни, и в творчестве. Мы к Франко сейчас только доходим, его глубинную сущность только узнаем. Это поэт, который не дан нашему народу на одну эпоху, он дан на столетия, на вечность. Такая широкая деятельность Франко в различных областях свидетельствует о том, что он - человек эпохи возрождения украинского народа. Народ возрождался и приходил к независимости 1917 года, и Франко был предтечей этой независимости. Это человек - дух нации.
Но как бы там ни было, его творчество и жизнь пронизаны чувством какой-то боли, и это чувствуется при чтении его. Даже его лирика «Зів'ялого листя» - не чистая лирика, он трагично-драматический писатель. Он поднял нашу поэзию до высот. Но в каждом стихотворении чувствуется душевная боль и неразделенная любовь...
Когда началась война, то сын и дочь Франко пошли на фронт в составе Сечевых стрельцов. Жена его была психически больной и находилась в больнице. Сам Франко страдал артритом. Его поместили в больницу Сечевых стрельцов, находившейся на околице Львова. Но осенью 1915 он услышал голос, зовущий его домой. Тогда его дом находился на другой околице Львова. Представьте себе, он ночью со своим племянником, никому не сказав, больной через весь город вернулся на утро домой. В больнице был страшный переполох, потому что никто не знал, куда делся Франко. Вернувшись домой, он даже сказал, что ему стало легче. Именно там, дома, он написал последнее стихотворение:
Зоне Юзичинской «Не мовчи, коли, гордо пишаючись, Велегласно брехня гомонить, Коли, горем чужим утішаючись, Зависть, наче оса та, бринить, І сичить клевета, мов гадюка в корчи, - Не мовчи!»
Это стихотворение было написано 3 февраля 1916 года, а 28 мая Франко умирает ровно в 16 часов. В музее даже остановлены часы во время, когда он умер. И когда это известие облетело Львов, а это произошло молниеносно, то друг его Генрих Гигеляйзен сказал гимназистам: «Идите к дому Франко, посмотрите как лежит мертвый Франко. Это гениальный поэт, простой как наш народ, бедный как наш народ». А 31 мая в 17 часов его хоронили. На похоронах пели несколько больших хоров. Его хоронили Сечевые cтрельцы. Они хоронили своего Моисея. Своего пророка.
МОЙСЕЙ
(уривок)
Народе мій, замучений, розбитий,
Мов паралітик той на роздорожжу,
Людським презирством, ніби струпом, вкритий!
Твоїм будущим душу я тривожу,
Від сорому, який нащадків пізніх
Палитиме, заснути я не можу.
Невже тобі на таблицях залізних
Записано в сусідів бути гноєм,
Тяглом у поїздах їх бистроїзних?
Невже повік уділом буде твоїм
Укрита злість, облудлива покірність
Усякому, хто зрадою й розбоєм
Тебе скував і заприсяг на вірність?
Невже тобі лиш не судилось діло,
Що б виявило твоїх сил безмірність?
Невже задарма стільки серць горіло
До тебе найсвятішою любов’ю,
Тобі офіруючи душу й тіло?
Задарма край твій весь политий кров’ю
Твоїх борців? Йому вже не пишаться
У красоті, свободі і здоров’ю?
Задарма в слові твойому іскряться
І сила, й м’якість, дотеп і потуга
І все, чим може вгору дух підняться?
Задарма в пісні твоїй ллється туга,
І сміх дзвінкий, і жалощі кохання,
Надій і втіхи світляная смуга?
О ні! Не самі сльози і зітхання
Тобі судились! Вірю в силу духа
І в день воскресний твойого повстання.
О, якби хвилю вдать, що слова слуха,
І слово вдать, що в хвилю ту блаженну
Вздоровлює й огнем живущим буха!
О, якби пісню вдать палку, вітхненну,
Що міліони порива з собою,
Окрилює, веде на путь спасенну!
Якби!.. Та нам, знесиленим журбою,
Роздертим сумнівами, битим стидом, —
Не нам тебе провадити до бою!
Та прийде час, і ти огнистим видом
Засяєш у народів вольних колі,
Труснеш Кавказ, впережешся Бескидом,
Покотиш Чорним морем гомін волі
І глянеш, як хазяїн домовитий,
По своїй хаті і по своїм полі.
Прийми ж сей спів, хоч тугою повитий,
Та повний віри; хоч гіркий, та вільний,
Твоїй будущині задаток, слізьми злитий,
Твойому генію мій скромний дар весільний.
Сорок літ проблукавши, Мойсей,
По арабській пустині,
Наблизився з народом своїм
О межу к Палестині.
Тут ще піски й червоні, як ржа,
Голі скелі Моава,
Та за ними синіє Йордан,
І діброви, й мурава.
По моавських долинах марних
Ось Ізраїль кочує:
За ті голі верхи перейти
Він охоти не чує.
Іван ФРАНКО