В экспозиции «Калиновые берега Марии Примаченко» собраны произведения народной художницы Украины, посвященные образу калины — «Прийшли лелеки до калини», «Кукурудзяний голуб на калині», «Зозуля на калині», «Калинонька моя», «Калиновий берег».
ЛЮБИМЫЙ МОТИВ
«Калина — один из излюбленных мотивов украинской мастерицы», — рассказывает куратор выставки Елена Шевчук, научный работник музея. — Ведь калина — это символ жизни, солнца, родительского дома. Калина олицетворяет и саму Украину.
Куст калины символизирует и материнство. Куст — это мать, а ягодки — дети. Эта символика просматривается на картине «Ходит Катерина, на руках мала дитина». Произведение является посвящением образу Екатерины из поэмы Тараса Шевченко.
Калина часто играет роль мирового дерева, на вершине которого птицы едят ягоды и приносят людям вести из потустороннего мира. Таких птиц мы видим в произведениях народной художницы из Полесского края, в частности, на картине «Кукурудзяний голуб на калині».
В работах Марии Примаченко часто встречаем не только спелые гроздья красных ягод, но и их белое соцветие, которое, как удивительное кружево, органично вплетено в общую композицию произведения. Это символ девичьей красоты, невесты, которая рассказывает нам историю своей любви, объясняет куратор выставочной экспозиции.
ЛЮБОВЬ ВСЕЙ ЖИЗНИ
Такая история была и в жизни художницы. «Калинонька моя» — так называется картина, которую Мария Примаченко посвятила своему мужу Василию Маринчуку. Нежные калиновые соцветия на темном фоне и пара аистов — как символ верности и супружеской любви, которые не могут насмотреться друг на друга. Такой была и любовь Марии Аксентьевны — любовь на всю жизнь.
Они встретились в Киеве, в святом месте — Киево-Печерской лавре. Там находились Центральные экспериментальные мастерские, куда Мария приехала в 1935 году работать по приглашению киевской художницы Татьяны Флору. А ее земляк, Василий, лейтенант Красной Армии, приехал в Лавру на экскурсию. Парень был родом из Иванкова, но часто бывал в родном селе Марии — Болотне, где жила его мать.
«ХОДИТЬ КАТЕРИНА»
Это была судьбоносная встреча, которая навеки соединила два любящих сердца. Оба были счастливы и влюблены. Вместе вернулись в Болотню, чтобы строить совместную жизнь. Мария ехала из Киева признанной художницей, везла всем подарки (даже патефон с пластинками!) И главное — любимого мужа. Но, как говорится, не судьба... Молодые даже не успели расписаться в сельсовете, как началась Вторая мировая война. Мужчину призвали на фронт в первые дни войны. Весть о рождении сына Федора он получил в марте 1941 года и написал в ответ: «Пусть сын растет счастливым, а я сегодня пятый раз иду в атаку». С войны любимый так и не вернулся. И Мария Примаченко так никогда и не узнала, где он похоронен. Еще долго после его смерти художница не будет брать кисть в руки, а рана в ее сердце так никогда и не заживет.
На обороте картины-посвящения Мария Аксентьевна сделала надпись: «Калинонька моя...цвіте і цвіте. А ти друже не ідеш і не ідеш. Уже буде 40 лет. А тебе усе нєт і нєт. Наверно приспала земля. Через те тебе нема і нема».
ЗВЕРИ В БОЛОТНЕ
«На сказочных «калиновых берегах», созданных фантазией самобытной художницы, живут и фантастические звери — причудливые, забавные, добрые и злые существа, словно вестники далеких предков. На выставке представлены ранние рисунки мастерицы из серии «Звірі в Болотні», созданной в 1936-1937 годах. Их сюжеты навеяны легендами, преданиями, предрассудками родного полесского края», — продолжает Елена Шевчук.
«Смугаста корова», «Зелений слон», «Мавпа-вершниця», «Фантастичний птах з цигаркою» и другие работы этой серии — небольшие по размеру рисунки, выполненные акварелью на бумаге, с которых и началось восхождение никому не известной полесской селянки на олимп высокого искусства и всемирного признания.
Существует миф о том, будто художница никогда не видела зверей, которых рисовала. Будто преподаватели Центральных экспериментальных мастерских в Киеве, в которых она училась и работала (1936-1938), умышленно удерживали народную мастерицу от похода в зоопарк, чтобы уберечь ее от излишнего реализма.
Вероятно, Мария Аксентьевна все же видела настоящего крокодила, обезьяну, льва, ведь во время киевского периода участники мастерской не только занимались творчеством, но и посещали столичные театры, заведения культуры.
«КАЛИНОНЬКА МОЯ ЦВІТЕ»
Сначала свои картины Мария Примаченко никак не называла, а своих персонажей назвала по цвету — «Чорний звір», «Коричневий звір», «Червона мавпа». Поэтому и первые произведения художницы имеют соответствующее название.
В 30-х годах прошлого века эта звериная серия поразила не только выставочную публику Киева, Москвы и Ленинграда, но и французские знатоки искусства «снимали шляпу» перед произведениями украинской художницы на Международной выставке в Париже 1937 года.
По существующей легенде, среди тех, кто был под впечатлением от работ украинской художницы, увидев их на выставке, были — Пабло Пикассо, Марк Шагал, Луи Арагон. Марк Шагал настолько увлекся творчеством Марии Аксентьевны, что тоже принялся рисовать странных существ.
СИМВОЛ ГОДА
На выставке можно увидеть и символ нынешнего года — фантастического бычка в исполнении Марии Примаченко. В коллекции музея таких картин с изображением бычков несколько. Один из них — «Синий бык», усеянный звездами, с короной на голове, накануне 2021-го стал украшением почтовой марки, которую выпустила «Укрпочта».
Попутешествовать по примаченковским «Калиновым берегам» музей приглашает всех желающих до 31 марта.