Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Каневский код

Художница Любовь Миненко объединяет время: культуру Триполья и настоящее
6 июля, 2010 - 18:56
«КОНЬ МОЙ...» / ФОТО ВАЛЕРИЯ СОЛОВЬЕВА

Ее творчество — разноцветная Украина, которую так страстно она рисует на генетическом уровне, и, модернизируя, по-современному изображает космос украинцев, передает его гармонию. Выставки Любовь Миненко с успехом демонстрировались в лучших залах, в частности, в Национальном музее Т. Шевченко, Украинском доме, Музее книги и печатного дела, галерее Киево-Могилянской академии и других. Искусство художницы достигло горизонтов европейского уровня. Ее полотна находятся в Англии, Франции, Германии, Америке, Канаде, Японии, России и других странах.

Любовь Миненко — трудоголик и самобытный мастер. Она могла бы стать писателем (с молоком матери впитала украинский язык — каневский говор). Это художник-эрудит и патриот. Пани Люба знает на память немало произведений Тараса Шевченко и часто цитирует их в названиях своих работ: живописи, аппликации, акварели. Миненко умеет воспроизводить на полотне жизнь, полнозвучную, быстротекущую, преисполненную духовности. Мировоззрение художника, сформированное под воздействием волшебных маминых песен, любимых произведений Тараса Шевченко, Леси Украинки, Григория Сковороды и других украинских гениев. В своих симфонических по открытости композициях Любовь Миненко ярко и неповторимо совмещает время и пространство, воспроизводит бессмертную духовную сущность народа, которая пробуждает у благодарного зрителя нежную и страстную мелодию души и сердца.

Так, философ и писатель Евгений Сверстюк отмечает неповторимую манеру письма и подчеркивает, что ее картины можно сравнить с поэтическим миром Леси Украинки из «Лісової пісні».

Искусство Любови Миненко — горячее и страстное («Поцелуй любимой», «Танцевала до упаду»), а также космически-звездное: мастер с Каневских круч поэтизирует свою родную землю — «Горы мои высокие», «Каневские курганы», «Битый шлях», «Лунная ночь в Каневе», «Троица» и др. Она ломает стереотипы. Все прекрасно в ее картинах «Солнечные кларнеты», «Стихия», «Васильки», «Троица»... и тому подобных. Успеха она добивается не только новаторской манерой, но и тяжелым трудом, ищет свой «Цветок папоротника» в искусстве, пытаясь понять Вселенную. В ее творчестве присутствуют традиции символизма с его сакральным содержанием.

В некоторых работах художницы чувствуется влияние Бойчуковской школы, наличествует специфический театральный, декоративный ход Петрицкого; есть что-то от футуриста Давида Бурлюка. Разноцветная, как сама Украина, и в канонически золотисто-красно-коричневых тонах, и оранжево-розовых картинах (акварель «Конь мой Белый» — работа почти магическая, где грусть и святость, земля и небо, и конь прекрасный сливаются в одно). А ее «Казак Мамай» (масло), который характеризует непрерывность нашего рода. На ее полотне он кажется веселым и светлым духом.

Мир, который окружает человека и человек в нем — все это сюжеты полотен мастера: олени, козы, буренки, собаки, русалки, украинские дома: «Солнце всходит», «Мой хутор»... На картинах Миненко природа говорит с тобой загадочно, таинственно.

Шевченковская тема — целый пласт в творчестве художницы. В частности — женская судьба. Она оплакивается в ее «Катерине» по мотивам Кобзаря. Не молодая, очаровательная, как у Шевченко, а постарше, истощенная, она олицетворяет современных женщин, которые самостоятельно воспитывают детей. «Давайте нашу мадонну выставим в Лувре» — предложил на одной из выставок художницы на Шевченковскую тему известный певец-музыкант, представитель Черниговской кобзарской школы Василий Нечепа. Эту самобытную художницу не спутаешь с другими художниками. Она имеет свой особенный почерк. Может ей помогает каневская земля, где и до сих пор витает гайдамацкий дух, сохранена сильная энергетика казаков, которых хоронили в этих землях тайно (Самийла Кишку, Ивана Пидкову...) здесь целый пантеон наших казацких побед. К своим работам пани Люба относится как к детям, потому что каждая из них — это частица того драгоценного осознания мира, которое рождается по воле Божьей, иногда в радости, но чаще — в муках.

Независимый характер Любови Миненко обеспечил ей массу мелких неприятностей в течение учебы в Киевском театральном институте им. Карпенка-Карого. Еще со студенческих времен она имела свой взгляд, философию и манеру письма, не позволяла преподавателям себя «подправлять» и в это время познакомилась и подружилась с такими нерядовыми личностями, как скульптор Гончар, архитектор Довженко. По окончании института Миненко два года работала художником сцены в Хмельницком драматическом театре, но семейные обстоятельства заставили ее вернуться в Киев. И здесь начались настоящие испытания. Нужно было воспитывать двух дочерей, вести хозяйство... Невозможно представить эту художницу без Канева, куда перебралась из Киева в родительский дом, который она любовно называет — «мой хутор», где у нее гостевал Иван Макарович Гончар — ее наставник (Миненко бывала в его частном музее и даже стала свидетелем погромов, помогала своему учителю защищаться, когда было совершено нападение на этот музей).

Быть женщиной, женой, матерью, а позже бабушкой, и жить в искусстве — испытание не из легких, но пани Люба — сильная личность. Она сумела пройти разные творческие и жизненные неурядицы. Первая большая персональная выставка Любови Миненко состоялась 1992 года в музее Т.Шевченко и имела большой резонанс. И с того времени начался новый творческий этап. Открыв для себя технику аппликации на ткани, Любовь Миненко сумела создать такие неповторимые высокохудожественные полотна, что невольно положила начало новому достаточно популярному в настоящее время течению в национальном изобразительном искусстве. Первый же, выполненный в этой технике, цикл «Лісова пісня» принес художнице мировое признание. В аппликациях Миненко умеет выразить психологию человеческой души в разных ее настроениях и социальных статусах: «Та й приворожила», «Розкажи мені, козаче», «Бомжи», «Загравала як хотіла».

Не обошли вниманием искусствоведы серию акварельных работ о выдающихся личностях: «Моцарт», «Паганини» и другие. Поражает образ Иоанна Златоуста... Недавно художница отметила юбилей. Ее тепло приветствовали коллеги и почитатели таланта. Мастер продолжает работать и готовиться к новому вернисажу.

СПРАВКА «Дня»

Любовь Миненко родилась в 1950 году в Каневе на Черкасщины в семье рабочих. В 1976 г. закончила Киевский государственный художественный институт, факультет живописи, театральное отделение (мастерская Данила Лидера). Будучи студенткой V курса, осуществила оформление спектакля «Не простое, а золотое» Ю. Чаповецкого в Киевском театре юного зрителя. По окончании института в течение двух лет работала художником-постановщиком спектаклей в Хмельницком музыкально драматическом театре им. Г. Петровского. С 1980 года работала в Киеве: художественно-монументальное оформление Дома бракосочетания по ул. Красноармейской, художественное оформление книг Т. Николаевой: «Украинская народная одежда», «Київ та Київщина», «Історія національного одягу». С 2000 г. — член Национального союза художников Украины, Национального союза театральных деятелей Украины. С 2003 года работает в Каневском училище культуры и искусств преподавателем композиции.

Лариса ВАРДА-ПРОСЯТКИВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ