Документальный фильм режиссера украинского происхождения Виталия Манского «Свидетели Путина» уже в названии содержит апокалиптическую иронию. Путин предстает таким образом в роли метафизической силы, божества, требующего для возвеличивания своих действий преданных свидетелей.
Манский и сам был одним из них, когда в 2001 выпустил вполне комплиментарную картину «Путин. Високосный год». Некоторые материалы из тех съемок есть и в «Свидетелях».
Действие фильма начинается 31 декабря 1999, когда первый президент России Борис Ельцин выступил с телеобращением, в котором объявил о передаче полномочий временно исполняющему обязанности президента Владимиру Путину. Дальнейший сюжет организован как сочетание двух хроник: полуофициальной из жизни Путина и чисто семейной — снятой в квартире Ельцина. Манский в дополнение активно комментирует события за кадром.
Видим, как Путин навещает свою бывшую учительницу, как неформально общается в своем предвыборном штабе, встречается с Тони Блэром, посещает место совершения теракта в Москве. Манский, кстати, утверждает настоящее начало восхождения второго президента России к власти — 8 сентября 1999 года, когда в Москве взорвали первый дом и дальше пошли кровавые теракты по всей европейской части России.
Но интереснее другое: тотальное воодушевление, с которым победу Путина в 2000-м встречают что у Ельцина, что в предвыборном штабе. На второй локации картина очень примечательна: Манский показывает и называет поименно Лесина, Павловского, Суркова, Чубайса, Касьянова, Швыдкого, Юмашева, Дмитрия Медведева. Почти все они давно отстранены от власти, перешли в оппозицию, некоторые погибли при невыясненных обстоятельствах, а некоторые — как Немцов, комментирующий что-то на заднем плане в телевизоре — при очень даже ясных. И когда смотришь сейчас на захваченных кадром либералов, демократов, антикоммунистов, бывших диссидентов, то вопрос возникает непроизвольно и далеко не впервые: неужели они правда верили, что эта Крошка Цахес, этот новоявленный Артуро Уи будет достойным преемником, выполнит все их установки и продолжит «веселые девяностые» до победного конца?
Судя по всему — да. Убедили самих себя.
Но финал фильма — не про свидетелей. А о народе. Обычных, рядовых россиян на улице. Мужчин, женщин, стариков, молодых. Манский долго водит камерой по их лицам.
Народ безмолвствует. Карьера Владимира П. продолжается.