Очередную премьеру «Киев модерн-балета» на этот раз почитатели знаменитого коллектива ждали с большим нетерпением. Еще бы! Раду Поклитару сделал заявку на хореографическое прочтение культового произведения мировой литературы — «Пиковой дамы» Александра Пушкина и избрал для этого не менее значительные симфонические произведения Петра Чайковского. Балет не изменил названия первоисточника, однако вспомнилось, что в Украине почти век назад на оперной афише одноименное произведение Чайковского на тот же сюжет раздражало своей необычностью и называлось «Винова краля» как чисто украинский продукт.
***
Поклитару не первый, кто взялся за балетный вариант знаменитого пушкинского произведения. Самой известной и яркой была «Пиковая дама» француза Ролана Пети с Николаем Цискаридзе и Илзе Лиепой. Но и других версий достаточно, чтобы убедиться в популярности и востребованности авантюрного сюжета. Одна из них возникла в Дании в 2018 году, где впервые была использована предыстория событий с графом Сен-Жерменом как «виновником» всех бед красавицы-графини и метаний полусумасшедшего картежника Германна. Среди других постановок — «Дама пик», в которой к созданию музыкальной партитуры по опере Петра Чайковского присоединился современный композитор Александр Чайковский. Сделали собственные музыкальные редакции соответствующих балетных произведений Геннадий Банщиков и аргентинец Андрес Рисса.
***
С музыки, собственно, нужно и нам начинать разговор о спектакле Поклитару, потому что она в его спектаклях всегда занимала, пожалуй, первое место в числе ведущих компонентов хореографического зрелища. Но, к сожалению, практически во всех случаях сопровождение ограничивалось фонограммой. Хотя лично я готов видеть в этой закономерности и другую сторону медали. Ведь, не имея в театре собственного оркестра, хореограф может использовать произведение в любой исполнительской интерпретации. И передавать свое видение музыки через избранную ее трактовку, вызывая двойной эмоциональный эффект.
Так, кстати, в предыдущем спектакле Р. Поклитару «Девять свиданий», где фортепианные произведения Ф. Шопена исполняет в записи один из выдающихся пианистов современности Григорий Соколов и словно добавляет свое видение рефлексиям Шопена. На этот раз хореограф избрал для второй части своей «Пиковой дамы» запись Шестой симфонии Чайковского под управлением Николая Голованова 1948 года. И, сознательно пожертвовав акустическим совершенством, прикоснулся к музыкальной интерпретации, которая действительно поражает. Голованов, родившийся еще при жизни Чайковского, учился музыке среди его современников и последователей и понимал содержание последней симфонии композитора как итог трагической жизни, болезненного ощущения греховности и неугомонного стремления к счастью. И здесь участником поисков подходящего музыкального сопровождения в очередной раз выступил звукорежиссер Александр Курий.
Очевидно, к перечню ключевых образов партитуры последней симфонии Чайковского, как их понимает хореограф, можно прибавить жизненный азарт, ставку на везение, страсть к игре, присущую веку XIX не меньше, чем предыдущему. Возможно, именно для этого Поклитару — режиссер и автор либретто обратился к личности загадочного графа Сен Жермена, этакого авантюриста и путешественника во времени, пожалуй, главного носителя интриги и виновника разрушения многих человеческих судеб. Однако с музыкальным сопровождением именно здесь получилось не очень убедительно. Ведь две части Второй симфонии П. Чайковского, избранной для первого действия спектакля, оказались короткими и имели определенные фольклорные истоки — украинский мелос. Возможно, в «Версальской» сцене, то есть предыстории основного сюжета, лучше было бы использовать соответствующую европейскую музыку ХVIII века, как на это, кстати, «намекают» старинные парики исполнителей.
***
Зрелищный вид спектакля вообще вызывает восхищение. Видеопроекции с подвижными статуями Летнего сада и мозаичными комбинациями карт (Ольга Никитина), ажурные зонтики в сочетании с другой изысканной бутафорией (дизайнеры Тарас Корецкий и Александр Старов) вместе с работой художника по костюмам Дмитрия Куряты и художницы по свету Елены Антохиной подтверждают, что с каждой их совместимой работой в спектаклях Поклитару современные сценические технологии получают все больший художественный смысл.
Известно, что стиль Раду Поклитару далек от сохранения нерушимого единства места и времени — он свободно обращается также с пространством. А пластические характеристики героев соответствуют общечеловеческому характеру в любую эпоху. Так перед нами предстает изысканный Человек в черном, коварный Граф Сен-Жермен, соблазнительный и развращенный, как дьявол. В этой ведущей роли Артем Шошин подтвердил свою большую актерскую универсальность и уверенно вывел на первый план тему зависимости человека от соблазнов Золотого тельца.
Поэтому счастье кажется Германну (Владислав Детюченко), как до того старой Графине (Елена Салтыкова), обладанием тайны трех карт, то есть символом будущего обогащения и нерушимой жизненной уверенности. Однако материализованные хореографом, насмешливые и капризные Тройка (Анастасия Добровольская), Семерка (Дарья Геращенко) и Туз (Илья Мирошниченко) не покидают главных «игроков» балета, вводя их в заблуждение, кружась в замысловатых хореографических композициях. И таки достигают своего — Графиня умирает, Германн погружается в безумие, отчаянная и искренняя Лиза (Екатерина Кузнецова) не может спасти его от той зависимости, которая несовместима с настоящей любовью.
***
Хореографические ансамбли и дуэты — настоящая изюминка спектакля Поклитару, еще одно свидетельство властной силы его танца, который может остановить мгновение, а может одновременно воспроизводить несколько полифонических мелодий в причудливой пластической партитуре спектакля. Ее финал закономерен — выигрыш героя или крах его надежд и ожиданий зависит от орла или решки, что на обеих сторонах монетки. Или от масти карт, где наконечники копья черного цвета могут открыть или спасительный туз, или роковую пиковый даму.