В Киеве завершился ежегодный Международный фестиваль классической музыки Chamber Art Music. Напомним, этот форум является инициативой и авторским проектом струнного квартета Collegium, состав которого наполовину изменился совсем недавно (вместо Кирилла Шарапова, 1-й скрипки, — Игорь Завгородний; партию альта, которую играл Андрей Чоп, теперь исполняет Максим Гринченко), что вызвало некоторую обеспокоенность у поклонников квартета, но, впрочем, к счастью, на высокий исполнительский уровень ансамбля это не повлияло.
Размышляя над тем, чем отличается это мероприятие от других украинских фестивалей камерной музыки (в первую очередь напрашивается параллель с фестивалем Chamber Music Session, который созвучен уже по самому названию), приходишь к выводу, что здесь речь идет не о бренде и не о самобытном проекте квартета Collegium со своими амбициями. Chamber Art Music — еще одно пространство для творчества в русле традиции камерного, ансамбльного исполнительства в связи с классической музыкой в Украине, которая в настоящее время находится на этапе возрождения, в частности, нуждается в формировании самой школы (фактически утерянной для нашего поколения), в обмене опытом между украинскими музыкальными исполнителями и музыкантами Запада. Организаторы это понимают и, конечно, не являются оригинальными в том, что проводят в рамках форума благотворительные мастер-классы для студентов при участии ведущих профессоров Европы и привлекают к выступлениям талантливую украинскую молодежь. То есть речь идет не столько об имидже самого фестиваля, сколько о системном и комплексном — параллельно с другими подобными форумами — заполнении определенной ниши в украинской музыкальной культуре. В этом смысле таких фестивалей, безусловно, должно быть больше в Украине.
В настоящее время на базе кафедры струнных инструментов Национальной музыкальной академии Украины состоялось прослушивание среди студентов-виолончелистов для определения самого талантливого, которому на концерте-открытии фестиваля в качестве приза была вручена виолончель работы европейского мастера. Инструмент достался Ярославе Трофимчук. Это — инициатива «Арт Фонда Воронова» и Творческого объединения «Наше», которые выступили партнерами Chamber Art Music.
Центральная тема программ нынешнего фестиваля связана не с конкретной эпохой или стилем, колеблясь, условно говоря, в пределах барокко-классики-романтизма, а, скорее, обусловлена вариантами состава камерных ансамблей: кроме камерного оркестра, был представлен дуэт, трио, квартет, квинтет и секстет.
Открытием для киевской публики явилось выступление молодого (1990 г. р.) трубача из России Михаила Гайдука. Солист оркестра Государственного академического Большого театра выступил вместе с «Киевскими солистами» (дирижировал Юрий Литун) в Концертах для трубы с оркестром Телемана и Гуммеля. Труба Гайдука звучала ярко и уверенно, из самого тембра этого инструмента музыкант, похоже, извлек все, что только мог, даже... свет, который, казалось, заливал Большой зал консерватории во время его игры.
Концерт «Вольфганг Амадей Моцарт: взгляд из ХХІ века», состоявшийся в Национальной филармонии, был полностью посвящен венскому классику. Ансамбль «Киевские солисты» играл без дирижера, как это было во времена композитора. Но функцию дирижера по-своему выполняли солисты. Это и виртуоз международного уровня флейтист Стефан Рети, максимально концентрируя на себе (вернее, на партии флейты) внимание музыкантов оркестра, и не менее маститый музыкант, пианист, профессор Высшей школы музыки в Базеле Клаудио Мартинес. Последний сидел за роялем в центре сцены, спиной к публике, и контролировал музыкальный процесс, в частности с помощью дирижерских жестов.
Триумфом концерта под названием «Романтический квинтет» явился квинтет Брамса для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели (оратория №34). В исполнении произведения квартетом Collegium при участии пианиста Клаудио Мартинеса было столько экспрессии и энергии, что не верилось, что со времени написания этого квинтета прошло 150 лет; и сам Брамс, казалось, сидит где-то в зале.
Проект виолончелиста Дениса Северина из Швейцарии «Виолончельные сюиты И. С. Баха — аутентика и традиции» в Культурно-образовательном центре «Мастер-класс» балансировал между мастер-классом, лекцией и концертом. Почти шокировала публику информация о том, что все мы, как оказалось, неверно трактовали семантику сарабанды в сюитах Баха. К похоронному ритуалу, как принято считать, этот танец с акцентом на вторую долю не имеет никакого отношения; интересно, что в католической Испании, куда он в свое время был завезен из Европы, его запретили как слишком развращенный и эротический.
Завершился фестиваль концертом «Музыкальные метаморфозы» в атриуме гостиницы Fairmont при участии хозяев фестиваля и молодых музыкантов: Ирины Лаптиновой (флейта), дуэта Владиславы Крускаль (фортепиано) и Екатерины Бойчук (скрипка), альтиста Андрея Макия. И как-то подумалось о том, что традиция салонного камерного музицирования в кругу изысканного обществе жива и поныне!