Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Каждый день открываю что-то новое в Россини»

Впервые в Донбасс Опере выступил известный итальянский дирижер Даниэле Аджиман
10 июля, 2013 - 12:48
МАЭСТРО ДАНИЭЛЕ АДЖИМАН ВЫСТУПАЕТ В ДОНБАСС ОПЕРЕ / ФОТО АНДРЕЯ КОРНИЕНКО

Меломаны услышали шедевр эпохи романтизма Джоаккино Россини — «Маленькую торжественную мессу». Главные партии исполнили ведущие солисты Донецкой оперы: Людмила Шемчук, Татьяна Плеханова, Сергей Гонтовой, Юрий Алексейчук, а за дирижерский пульт стал Даниэле Аджиман (ныне маэстро является главным дирижером Симфонического оркестра им. Россини в г. Пезаро — родина композитора).

Напомним, «Маленькая торжественная месса» — новинка в репертуаре Донбасс Оперы: совместный украинско-итальянский творческий проект, который состоялся при поддержке Посольства Италии в Украине и Итальянского института культуры в Украине.

Это сочинение является итоговым в творчестве классика. «Месса» была создана в 1863 году, за пять лет до смерти Россини. Напомним, оригинальная версия написана Дж. Россини для подчеркнуто камерного состава: 12 певцов (согласно ремарке композитора, по числу апостолов) — восемь хористов и четыре вокалиста (сопрано, меццо-сопрано, тенор и баритон), обязанные в свободное от собственного соло время петь хоровые партии, а также удвоенная партия фортепиано и фисгармония (работы Дебена). На титульном листе композитор написал: «Боже милосердный, вот она и закончена, эта бедная маленькая месса. Благословенная ли у меня получилась музыка или про?клятая? Ты ведь знаешь, я рождён для оперы-буфф! Немного уменья, чуть-чуть души — всё тут. Будь же прославлен и ниспошли мне рай».

Композитор с улыбкой назвал свою «Мессу» «маленькой и торжественной», а критики после премьеры сказали, что это сочинение не маленькое, не торжественное и не слишком месса... Действительно, масштабное полуторачасовое музыкальное действо преисполнено светлых, торжественных образов и также — глубоко философское. Россини переосмыслил традиционную структуру католического богослужения, добавив религиозную прелюдию одной арией.

«Маленькая торжественная месса» очень редко исполняется на сцене оперного театра в силу специфики самого произведения. Не многие вокальные коллективы берутся за это сочинение, требующее от исполнителей высокого мастерства и являясь экзаменом на профессионализм для хора, симфонического оркестра и солистов.

«Мессу» в Донбасс Опере сопровождал видеоряд, призванный визуализировать многочисленные символы, созданные гением Россини. Перед зрителями предстают ветхозаветные, новозаветные образы, красоты мира, сотворенного Богом.

Во второй части перед слушателями открывается мир ангелов, поющих славу Младенцу Христу. Здесь мы видим светлую картину Рождества, сияние Вифлеемской звезды, порханье ангельских крыльев, ласковые глаза Матери Марии. Это настоящий театр чувств!

А «сердцем» «Мессы» является третья часть — Credo («Верую»), о важнейших вехах жизни Христа — «И воплотился», «Был распят», «И воскрес».

Следующая религиозная прелюдия — первое авторское дополнение, основанное на баховских символах, среди которых — символ Распятия, Смерти, Жертвы искупления, молитвенного обращения к Богу и Чаши страдания. Кстати, маэстро Даниэле Аджиман предложил фортепианное, а не органное исполнение прелюдии (как и было задумано композитором в 1-й редакции «Мессы»). Получилось очень естественно и, в то же время, возвышенно. Музыка, наполненная светом, проникает в душу каждого, заставляя задуматься о сокровенном.

Четвертая часть Sanctus («Свят») — тихое, нежное и смиренное прославление Господа голосами ангелов и людей.

Следующая далее простая вальсообразная ария O salutaris hostia («О жертва искупления») — второе композиторское дополнение к модели «Мессы». Это словно мостик с неба на землю. Текстом арии является молитва Фомы Аквинского. Завершалась «Месса» удивительным по красоте номером на слова Agnus Dei («Агнец Божий, взявший на себя грехи мира, помилуй нас!»), в котором выражена трепетная надежда каждого человека на спасение.

Как сегодня понимает и чувствует музыку Россини и какой получилась «Маленькая торжественная месса» в Донецком оперном театре, «Дню» рассказал маэстро Даниэле АДЖИМАН.

— Вы впервые выступали в Украине? Расскажите, как возникла идея такого международного проекта?

— Много лет назад я дирижировал в Одесском оперном театре по приглашению знаменитой пианистки, лауреата многих престижных международных конкурсов Дины Иоффе. А в Донецке я впервые. Инициатором творческого проекта выступил директор Итальянского института культуры в Киеве Никола Франко Баллони. Меня как музыканта, хорошо знающего музыку Россини, пригласили на гастроли в Донецк, чтобы я дирижировал «Маленькую торжественную мессу». Ныне я возглавляю Симфонический оркестр им. Россини в г. Пезаро — для меня огромная честь работать на родине классика. И я с радостью принял предложение приехать в Донецк. Хочу отменить высокий профессионализм украинских вокалистов и музыкантов.

«Маленькая торжественная месса» — очень сложное произведение, поскольку речь идет о величайшем шедевре XVIII века. Внутри «Мессы» много разной музыки: так, Россини обращался к музыке прошлого, в частности, к творчеству Дж. Палестрины. В этом произведении мы то и дело сталкиваемся с аллюзиями и благодатными, услышанными композиторами будущего идеями. На дирижера возлагается огромная задача — свести воедино эти различные музыкальные идеи. Это напоминает путешествие, где пейзажи за окном совершенно не похожи друг на друга. Перед хором, оркестром и солистами ставится одинаково сложная задача.

Музыка Россини — это космос! Каждый в ней находит что-то свое... Когда в вашу творческую судьбу вошла эта музыка?

— Свою карьеру я начал с произведений Дж. Пуччини и Дж. Верди, позже это было творчество веристов: П. Масканьи, Р. Леонкавалло. Но когда я обратился к творчеству Дж. Россини, то понял: он писал музыку будущего. Так, в значительно более поздней музыке, к примеру, в опере «Турандот» Пуччини, я нахожу то, что было у Россини. Поэтому всякий раз, приступая к работе над произведениями мастера Дж. Россини, не перестаю удивляться и открывать для себя что-то новое. Маэстро был удивительным человеком, поскольку в 1820—1830-х годах открывает нам то, что позже покажут композиторы Верди в конце XIX века и Пуччини в начале XX века. Россини был автором 39 опер, духовной и камерной музыки.

Расскажете о репертуарной политике руководимого вами симфонического оркестра им. Россини?

— Симфонический оркестр им. Россини в г. Пезаро играет музыку различных стилей, преимущественно итальянских композиторов: Верди, Пуччини, Леонкавалло и др. Но «сердцем» репертуара, конечно же, является музыка Россини. Ежегодно, в августе, в Пезаро проходит Россиниевский оперный фестиваль — один из самых престижных музыкальных форумов в мире. Наш оркестр обязательно принимает участие в нем с 3—4 постановками.

Считаете ли вы себя новатором в музыкальном искусстве?

— У нас в Италии много выдающихся мастеров. На репетиции в Донецке я цитировал известного итальянского дирижера Альберто Дзедда, который является глубочайшим знатоком творчества Россини: «Каждый день открываю что-то новое в Россини»! Музыка композитора требует особого звучания, особого стиля исполнения. Я был изумлен работой хора Донецкого театра, который сложнейшую музыку «Мессы» исполняет очень легко. Это настоящее мастерство. То же самое я могу сказать и об оркестре, и о солистах. Считаю, что они превосходно справились со своей задачей. От всего сердца поздравляю коллектив Донбасс Оперы с творческим успехом. Здесь по-настоящему живут и дышат музыкой. Вы можете гордиться своим театром. Я рад, что в вашем репертуаре много музыкальных шедевров и, в частности, итальянских композиторов.

Римма ВЕРЕМЕЙКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ