Это первая персональная выставка известной художницы-керамистки Олеси Дворак-Галик в стенах музея, хотя она уже много лет является активным участником многих творческих проектов.
Современная и креативная выставка сразу берет в интеллектуальный плен посетителей и постепенно делает их соучастниками творческого процесса. По замыслу автора, выставочный проект наполнен интерактивом, который должен поощрить публику не только «потреблять» современное искусство, но и становиться его соавтором. Именно поэтому работы, представленные в экспозиции, не имеют авторских названий, заставляют включить собственную фантазию и почувствовать что-то свое, личное.
Представленные керамические панно, пласты, скульптуры, живопись, видеоинсталляции и фотоколлажи связаны с книгами, библиотеками, арт-объектами, информацией и местами, где человек воспринимает информацию. А оригинальное дизайнерское решение построения экспозиции создает иллюзию большого города в небольшом музейном зале.
По мнению автора, неважно, где человек найдет для себя полезную информацию: читая книги, слушая музыку, просматривая фильмы и театральные спектакли. Главное, чтобы у него возникало желание такого поиска без принуждения и давления, а «потребленные» знания приносили удовольствие.
«СМАЧНАЯ» ИНФОРМАЦИЯ
Видимо, поэтому процесс «смакования» чего-то нового и интересного художница сравнивает в одной из работ с вкусной конфетой «чупа-чупс». Сама же автор отдает предпочтение поэтическим произведениям, от которых получает наибольшее удовольствие.
Замысел выставочной серии под названием «Библиотека. Люди в городе» начался с графических работ к поэтическому сборнику Олеся Яськива. Художница признается, что именно поэтические произведения ее друзей — Виктории Осташ, Надежды Василенко-Коровянской, Ольги Брагиной вдохновляют ее на творческие эксперименты.
Название проекта «АРТтека» связано с папками — своеобразными «информационными коробками», в которые люди накапливают полезную для себя информацию — каталоги, художественные книги, журналы и т.п.
КНИГИ
«Информационные коробки» могут быть разными, утверждает пани Олеся. К примеру, одна из них наполнена деньгами. В исполнении художницы — это купюры, которые накручиваются на керамические катушки, оформленные стилизованными орнаментами. «С деньгами человек может сделать много интересного и полезного для людей. Чем больше финансовых возможностей у художника, тем больше можно воплотить собственных идей», — объясняет она.
Керамические дома-книги, которые в большом городе напоминают большие коробки — это также своеобразные сундуки с информацией о людях, которые в них живут. Сейчас много людей, потерявших свои дома, спасаясь от войны, поэтому некоторые из них повреждены, объясняет автор.
Одна из интересных работ, которая заставляет задуматься, разгадывая керамический ребус, — это две настоящие автомобильные пружины, на которые по спирали накручены «бесконечники», то есть керамические элементы в виде символов бесконечности.
«Есть такая теория, что жизнь движется по спирали и повторяется. Эти процессы бесконечны — день и ночь, смерть и жизнь», — объясняет Олеся. Часть композиции окрашеная в желто-голубой цвет, также имеет свой особый подтекст, символизируя цикличность исторических событий, которые происходили на территории Украины.
На выставке представлено также несколько работ из серии «Деревья». Они выполнены из настоящей древесины и керамических элементов. На одном из таких деревьев сидит мальчик с книгой. Возможно, рассматривая эту композицию, кто-то вспомнит детство и желание спрятаться от мира взрослых с любимым «чтивом». «Мне кажется, что человеку больше всего нужно читать в детстве, когда он растет и формируется его личность», — отмечает собеседница.
СРЕЗ ЭМОЦИЙ
«Вишенка на торте» выставки — интерактивная инсталляция «Книга жизни». «Книга будет состоять из отдельных страниц, которые сами посетители будут оставлять на выставке по своему желанию. Это может быть какая-то история, любимая поэзия или просто отдельные мысли, записанные на листе формата А 4. Затем мы соберем эти материалы и сделаем интерактивную книгу. Это будет срез эмоций отдельных людей. Для нас это очень интересный опыт», — уверена художница.
К слову, Олеся Дворак-Галик — соучредитель фестиваля «Современная керамика в урбанистическом пространстве» — первого художественного украинского проекта, заложившего фундамент ежегодного Всеукраинского фестиваля современной керамики «ЦеГлина» (с 2013). Кроме того, киевская художница уже не один год о объединяет украинских керамистов под крышей арт-пространства своей галереи «ЦеглинаАрт», каждый раз предлагая новые, современные темы для совместных проектов, рассказывает куратор выставочного проекта, научный сотрудник музея, Ирина Бекетова.
— Выставка «АРТтека» просто великолепна!», — делится впечатлениями художник Стас Кадочников. — В наше время выставлять некоммерческие работы, которые не имеют прикладного назначения, а наполнены духовностью, это впечатляет. Каждая работа интригует. Не только технологией исполнения, но и своим глубоким смыслом. Поэтому и специалисты, и обычные посетители выставки смогут найти и открыть для себя что-то новое...