Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Киевляне вспоминали Игоря Шамо

24 апреля, 2015 - 12:45
ИГОРЬ ШАМО
ИГОРЬ ШАМО

В рамках VIІ Международной пасхальной ассамблеи «Духовность объединяет Украину» в Национальной музыкальной академии Украины имени П.И.Чайковского состоялись концерты, посвященные 90-летию со дня рождения выдающегося композитора.

В течение двух вечеров звучали его фортепианные, симфонические, камерно-инструментальные, хоровые произведения и, конечно же, песни. Эпиграфом одного из концертов была строка рефрена знаменитой песни Игоря Шамо «Как тебя не любить...», которая стала официальным гимном столицы Украины.

В воспоминаниях композитора есть рассказ о том, что слова рефрена песни о Киеве он и поэт Дмитрий Луценко «подслушали» во время прогулки на Владимирской горке, когда один из молодых людей, любуясь видом, восторженно воскликнул: «Как же тебя, Киев не любить!» Игорь Шамо создал более 300 песен, среди них такие шедевры, как «Три поради» на стихи Юрия Рыбчинского, «Дніпровський вальс» на стихи Валерия Куринского, «Осіннє золото», «Не шуми, калинонько», «Зачарована Десна», «Україна, любов моя» на стихи Дмитрия Луценко, которые давно считаются народными песнями. А полна лирическим патриотизмом песня Игоря Шамо «Україна, любов моя» является родной музыкальной сестрой поэзии «Любіть Україну» Владимира Сосюры. Трудно так же поверить, что хоры «Тирлич, тирлич», «Русальна», «Дощик», «Ой, Ятране», «Купальська» из хоровой оперы «Ятранські ігри», которые прозвучали в концерте, не являются народными, а созданные композитором! Важная деталь: эта новаторская для украинской музыки хор-опера Игоря Шамо написана в 1978 году, во времена тотального неприятия национальной культуры. Напомню, что  именно тогда создавалась уникальная фольк-опера молодого Евгения Станковича «Цвіт папороті». Оба эти произведения были предвестниками нового искусства независимой Украины. Хотя обе фольк-оперы, к сожалению, так и остаются лишь молчаливыми символами национальной культуры. Не случайно дочь Игоря Наумовича, Тамара Шамо, которая приехала на концерты-памяти из Германии, куда уже давно переехала, с болью говорила, что мечтает  дождаться исполнения всей оперы отца.

Музыка Игоря Шамо, звучавшая в двух концертах, создавала тональность, которая объединяла аудиторию особой атмосферой ностальгии за покоем и романтикой, чувством любви к своему городу, к своей земле. То есть, тех человеческих чувств, которые никогда не стареют и не имеют возраста. Всю красоту песенной и хоровой музыки композитора раскрыли молодые яркие исполнители — хор студентов Anima под руководством Натальи Кречко Киевского национального университета культуры и искусств, Украинский народный хор имени Сергея Павлюченко того же университета (дирижер Елена Скопцова), в сопровождении которого Владимир Гришко пел песню о Киеве, которую знали и знают миллионы людей. Владимир Гришко как бы перехватил эстафету блестящей плеяды ее исполнителей, одним из лучших которой был незабываемый Юрий Гуляев.

Впрочем, песенное и хоровое творчество Игоря Шамо являются лишь частью, хотя и значительной, его высокой академической музыки. И об этом напомнил во вступительном слове о композиторе ректор Академии Владимир Рожок. Ведь Игорь Наумович был в рядах первых послевоенных выпускников Киевской консерватории, его педагогом был сам Борис Николаевич Лятошинский, и он имел возможность общаться с еще одним гигантом украинской музыки — Львом Ревуцким! Студент Игорь Шамо стал самым молодым в то время членом Союза композиторов и автором музыки первой киноленты Сергея Параджанова «Андриаш». Глубину симфонического мышления Игоря Шамо раскрыл хорошо известный Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата», который является первым исполнителем многих произведений украинских композиторов. Под руководством Валерия Матюхина прозвучали симфония №3, вальс-каприччио и части концертов для флейты, баяна и струнного оркестра. А в другом концерте талантливые студенты Национальной музыкальной академии раскрыли для слушателей и для себя, как они сами признались, новые жемчужины украинской фортепианной музыки. Ведь Игорь Шамо тоже был профессиональным виртуозом-пианистом и к тому же прекрасно владел игрой на аккордеоне.

Важную мысль высказала Тамара Шамо о том, что ее «отец, который не был этническим украинском, сумел вобрать в себя все многоголосие украинского мелоса и проникнуть в самое сердце народного искусства. При этом он был настоящим интернационалистом, находя неисчерпаемый творческий источник в культурах других народов: еврейском и азербайджанском, армянском и эстонском, русском и узбекском... Отец родился и всю жизнь прожил в Киеве, отдавая ему всю свою любовь и свой талант»...

Леся ОЛЕЙНИК, искусствовед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ