Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Киевский ансамбль Nostri Temporis с успехом выступил в Кельне

Чем привлекает слушателей музыка нового поколения?
16 января, 2014 - 17:37
ФОТО С САЙТА tyzhden.ua

Визит на берег Рейна для украинских музыкантов ознаменовался серьезными достижениями. Во-первых, этой сплоченной десятке виртуозных исполнителей и композиторов-нонконформистов удалось значительно расширить свою гастрольную географию. Напомню, за спиной у ансамбля современной музыки Nostri Temporis дебют на «Варшавской осени», яркие проекты на московских фестивалях и стажировка на Летних курсах новой музыки в Дармштадте, но выступить в расположенном в двух шагах от Кельнского собора зале WDR — огромная честь для всех музыкантов. Во-вторых, выступление киевлян состоялось в рамках абонемента современной музыки «ensembl[:E:]uropa» (его руководитель музыковед Франк Хильберг) — это ежемесячные концерты самых реномированных ансамблей, с последующей радиотрансляцией на всю Германию.

Немцы, со своей стороны, проявили искренний интерес к молодому коллективу, шесть лет назад созданному в отдельно взятой восточноевропейской стране парой энтузиастов, исполнившему сотни премьер и организовавшему в Киеве ежегодные мастер-классы COURSE для молодых композиторов. Сказалось и внимание западной публики к политической ситуации в далекой стране. «Да» или «нет» европейскому будущему Украины», — этот вопрос из уст элегантной ведущей Корнелии Битман за вечер звучал не раз и, похоже, волновал собравшихся не меньше, чем соотношение пропорций джаза, блюза и стиля Сальваторе Шаррино в премьерном произведении Алексея Шмурака.

«Чтобы изменить что-то вокруг, нужно, в первую очередь, изменить самих себя», — отвечали музыканты в интервью и сосредотачивались на собранной, артистичной и отшлифованной до мельчайших деталей игре.

В программе из шести произведений (почти все они были исполнены под руководством дирижера из Познани Гжегожа Веруса) два можно признать настоящими визитными карточками Nostri Temporis. Это поразившее своей экспрессивностью «Пепелище испуганных радуг» Максима Коломийца и технически изобретательное «Взаимодействие форм» Богдана Сегина. Украсила концерт мистерия экзотических инструментов в «Зернистости» Анны Аркушиной — ныне студентки знаменитого Беата Фуррера в австрийском Граце. Сеанс массовой медитации на базе повторяющегося простого материала осуществили «Легкие увлечения» упомянутого Алексея Шмурака, задуманные в августе и, к облечению коллег, написанные к Рождеству.

Почти довженковскую семантику можно было разглядеть в «Земле» проживающего в Дюссельдорфе Свена-Инго Коха (молитвенно раскачиваясь над партитурой во время репетиционных слушаний, композитор буквально провоцировал музыкантов к безостановочному рыхлению музыкальной почвы в своей пьесе). Живущая во Фрайбурге и год назад побывавшая с мастер-классами в Киеве Карола Баукхольт представила вкрадчиво просверливающее тишину трио с многозначительным для украинского уха названием «Коса»...

Принимая финальные поздравления и расставаясь друг с другом, ансамблисты давали слово еще раз выступить в таком знаковом для них составе. Обещание отнюдь непростое в создавшихся условиях, т.к. директор Nostri Temporis Богдан Сегин одновременно трудится замдиректором Львовской филармонии, контрабасист Антон Жуков открывает мир с оркестром Гидона Кремера, скрипачка Соня Сульдина концертирует в Швейцарии, композитор-гобоист Максим Коломиец выступает на престижных европейских фестивалях, а пианист-композитор Алексей Шмурак чуть ли не половину времени проводит в Москве. И все-таки очень хочется, чтобы замечательный концерт в Кельне стал для музыкантов не итогом, а подкрепленным новым дыханием началом. Витком кропотливой работы уже на просторах Европы, которую музыканты Nostri Temporis давно открыли для себя и пропагандируемой ими музыки.

Роман ЮСИПЕЙ, Кельн
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ