Судьба знаменитой на весь мир Ялтинской киностудии волнует общественность с тех самых пор, как в 1999-м (созданное в 1919 году на базе частных предприятий Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева) кинопроизводство устремилось к упадку. Тотальное отсутствие финансирования вело «кинофабрику грез» к полному банкротству...
Казалось, переломный момент наступил с созданием совместного российско-украинского закрытого акционерного общества «Ялтинская киностудия». Это привлекло инвестиции, и появилась надежда на возрождение кинопроизводства в Крыму. Сразу несколько режиссеров приступили к работе. В активе киностудии появились сорок две картины, среди которых собравшие немало призов «72 метра» Владимира Хотиненко, «Водитель для Веры» Павла Чухрая, «Радости и печали маленького лорда» Ивана Попова, «Яды» Карена Шахназарова, «Я — кукла» Юрия Кары, «Варвары» американского и российского режиссеров Криса Сивертсона и Евгения Митрофанова, «Кармен» Александра Хвана, «Русский Декамерон» Юрия Павлова, документальная лента о Михаиле Булгакове «Я вернусь» Георгия Натансона, «Московская сага» Дмитрия Борщевского. Кроме того, студия предоставляла многочисленные услуги по съемкам документальных фильмов и клипов кинопроизводителям России, Украины, Беларуси, Соединенных Штатов Америки — статья надежных доходов.
Все облегченно вздохнули. Ни малейшего основания для тревоги не было. Ведь в основе реорганизации лежал солидный документ — решение Верховного Совета Крыма №801-2/99, которое называлось «О мерах по стабилизации и оздоровлению деятельности Крымской государственной киностудии «Ялта-фильм».
— Этим решением Фонду имущества республики было поручено выступить учредителем новой структуры на базе государственного предприятия, — отмечает бывший юрисконсульт киностудии Евгений СОЛОМЕННЫЙ. — Предусматривалось, что контрольный пакет акций будет зарезервирован за Фондом имущества Крыма. 28 апреля 2000 года Фонд имущества издает приказ о создании ЗАО «Ялтинская киностудия» совместно с российским Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. А через полмесяца, 15 июня, появляется новый приказ, в котором записано, что в связи с ликвидацией Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии Российской Федерации вместо него учредителем становится ООО «Поликом-Вест». Мы подняли документацию и выяснили, что, начиная с момента создания в январе 1995 года и заканчивая реорганизацией российского фонда 31 декабря 2009, он ни разу не был ликвидирован. Налицо не что иное, как подлог.
Разбираться, каким образом Фонд имущества республики утратил контрольный пакет акций и им завладела российская инвестиционная компания «Поликом-Вест», после чего закрытое акционерное общество «Ялтинская киностудия» стало предприятием со стопроцентным российским капиталом, — дело правоохранительных органов. И делать его надо незамедлительно. Как и разбираться с тем, что произошло после этого.
Как утверждает старейший работник киностудии, председатель правления Крымского отделения Национального союза кинематографистов Валерий Павлотос, на основании решения №138 от 3 июня 2004 г. Ялтинского городского совета премьер-министр Украины Виктор Янукович своим распоряжением №474-р от 13 июля 2004 г. дал разрешение на продажу 15,2 га земли в собственность ЗАО «Ялтинская киностудия», стало быть, российскому собственнику, к тому времени так и не проявившему себя в «стабилизации и оздоровлении» предприятия. В этом распоряжении акцент был сделан на то, что проданная земля некогда государственного предприятия должна использоваться «для строительства и эксплуатации производственно-технологической базы киностудии».
Выполнять это предписание, как выяснилось, никто и не собирался.
— «Поликом-Вест» в 2005 году продает историческое ядро киностудии вместе с тремя старинными зданиями, построенными в конце ХІХ и в начале ХХ века, не включенными вовремя в реестр памятников, ООО «Разбудова-Град», и теперь они находятся под угрозой сноса, — констатирует Евгений Соломенный. — Мы выяснили, что при передаче «Поликом-Весту» административного трехэтажного здания общей площадью 2000 квадратных метров оно было оценено в 24 тысячи долларов (по тем временам — стоимость двухкомнатной квартиры). А таких объектов — около сорока. Обращение в правоохранительные органы ничего не дало, кроме сообщения: «Ведутся проверки». Чем они закончились, ни коллектив, ни общественность города, которая давно бьет тревогу, не проинформировали.
Ныне на воротах старейшей киностудии в центре города — на улице Севастопольской, 4, — висит табличка: «Частная охраняемая территория» с устрашающим изображением собачьей морды...
Около двухсот квалифицированных сотрудников киностудии, специалистов, слава о которых гремела на весь мир, оказались не у дел, и их уволили. Среди выброшенных на улицу — номинант на премию «Золотой орел» нынешнего года Анна Кузнецова — «Лучшая работа художника по костюмам» (фильм «Мастер и Маргарита»). Это не первый большой успех ялтинских киномастеров. Четыре года назад «Золотого орла» получил звукорежиссер Владимир Литровник за оформление фильма А. Кравчука «Адмиралъ». А еще раньше он получил российскую «Нику» за работу над фильмом П. Лунгина «Остров». Это не помешало новым хозяевам Ялтинской киностудии уволить его с формулировкой «профнепригодность».
Пылятся на полках уникальные оборудование и декорации, эксклюзивная коллекция исторических костюмов. Заброшен полигон с самым совершенным во всем СНГ бассейном для комбинированных съемок, цех декоративно-технических сооружений, ремонтно-механический цех, уничтожены декорации на уникальных натурных площадках. Вместо них новые хозяева намерены построить элитные особняки.
— У нас есть копия генплана, на котором на натурных съемочных площадках на Поликуровском холме «посажены» 73 особняка, — говорит председатель Общественного комитета Большой Ялты Григорий Тараненко.
Напомним, участники пленума Национального союза кинематографистов, который проходил в Киеве 31 марта 2011 года, приняли решение добиваться возврата Ялтинской киностудии в собственность Автономной Республики Крым и обратились в Генеральную прокуратуру Украины с просьбой провести тщательное расследование фактов вопиющего нарушения постановления Верховного Совета Крыма «О мерах по стабилизации и оздоровлению деятельности Крымской государственной киностудии «Ялта-фильм» и изменения статуса целевого назначения земельного участка студии. Свою обеспокоенность выразили и российские кинематографисты.
Показательный момент. Нынешним летом международный телекинофорум «Вместе» преподнес городу очередной скульптурный подарок — памятник основателю отечественного кинематографа Александру Ханжонкову. Стоять он должен был на месте закладного камня на тротуаре перед киностудией, на улице Севастопольской. Но новый владелец территории не разрешил этого сделать, камень не убран, но надпись с него срублена. И стоит он теперь за покосившейся загородкой как яркое свидетельство того, кто в городе настоящий хозяин. Затем, наверное, этим хозяином и оставлен...
Киностудия много раз меняла название и статус. С 1957 года именовалась: «Ялтинская киностудия художественных фильмов». В 1963 году стала филиалом Киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького. В 1991 году вернула самостоятельность, называлась Крымской киностудией «Ялта-фильм». С 2000 года — ЗАО «Ялтинская киностудия».
План спасения студии оного из бывших директоров, режиссера Валерия Пендраковского: «В год надо снимать два полнометражных фильма. Своих. Инвестиционный план, рассчитанный на семь лет, предусматривает капиталовложения в виде прямых инвестиций в размере 1,9 млн долларов. До 1 января 2008 года предстоит освоить 17 миллионов долларов. Первую прибыль планируется получить в размере 60 тысяч долларов в 2003 году. К концу 2007 года прибыль увеличится в 7,5 раза и составит 450 тыс. долларов в год. От деятельности студии в бюджеты всех уровней поступят отчисления и платежи в размере 4 млн долларов». Не осуществилось....
Вот так на глазах у всех уничтожается на корню, что называется, наше общее культурно-историческое достояние.
Но нынешний директор киностудии, точнее того, что от нее осталось, считает, что ничего страшного не произошло и не происходит:
— Это частное предприятие, и акционеры вправе решать, сколько оставлять сотрудников, — объясняет Андрей Александрович НИКОЛАЕВ. — Сейчас в штате числится двадцать три человека, которых вполне достаточно, чтобы предоставлять услуги, если на них есть заявки, по сдаче в аренду декораций, костюмов, реквизита. Фильмы сейчас в Ялте не снимаются. Последней была картина «Дом солнца» в 2010 году. Если ситуация изменится, будем расширять штат.
— Вы можете назвать акционеров и помочь с ними связаться, чтобы получить подтверждение их намерения застроить Поликуровский холм элитным жильем или опровержение этих слухов?
— У меня нет таких полномочий.
Что ж, директор частного предприятия — лицо подневольное, его понять можно. Только вот людям, имеющим честные намерения, выполняющим обещания, скрываться резона нет. Было время, когда держатели акций, москвичи братья Аршиновы, этого и не делали, давали обещания публично не один раз на пресс-конференциях в Ялте, что приложат все силы для налаживания успешной работы киностудии. Даже фестиваль осилили провести, а потом привлекли к этому российского продюсера, руководителя компании «Интерфест» Рената Давлетьярова, который после двух не очень успешных попыток «засеять» крымские просторы, не получив хотя бы маломальской государственной поддержки, нашел беспроигрышный вариант — стал проводить фестивали российского кино в Нью-Йорке, Париже и Берлине. А вышеназванные акционеры Аршиновы ушли в тень, где и пребывают в надежде, что никто их на свет божий, что называется, не вытащит, то есть к ответственности за гибель киностудии не привлечет.
Трудно поверить, что инициативы по возвращению киностудии в республиканское лоно увенчаются успехом. Хотя председатель постоянной комиссии по культуре Верховного Совета Крыма Сергей Павлович Цеков настроен более оптимистично:
— Мы не собираемся мириться с гибелью киностудии. Прорабатываем несколько вариантов предотвращения неблаговидных, мягко выражаясь, планов недобросовестных акционеров. Один из них связан с государственными структурами Российской Федерации и предпринимателями, которые смогут выкупить акции и сохранить целевое назначение Ялтинской киностудии, разработав совместный украинско-российский проект, направленный на восстановление и развитие кинопроизводства в Крыму. Мы помним, как у всех на глазах рушилось историческое здание театра имени Чехова и как его спас российский банкир Александр Лебедев, восстановивший его, возродивший не только гастроли лучших российских театров, но и учредивший театральный фестиваль. Пример, достойный подражания. Есть и другой, более жесткий вариант — расторгнуть договор с акционерами, не выполняющими его основной пункт — развитие кинематографа в Ялте, то есть нецелевое использование производственного объекта.
Мэр Ялты Алексей Боярчук, выступивший с комментарием ситуации на радио «Ялтинский меридиан», придерживается такого же мнения: «Если инвестиционные соглашения не выполняются, надо добиваться признания их недействительными и расторгать». Он также сообщил, что встречался с нынешними владельцами киностудии, которые объясняют свои действия тем, что терпят убытки по той причине, что «в Крыму ежегодно снимается огромное количество фильмов, при этом на киностудию никто не обращается». Мэр считает, что за киностудию следует бороться, но нужна поддержка кинематографистов.
Но, как говорится, было бы что поддерживать. А чтобы было это «что», надо вернуть все сполна, в том числе и историческую территорию в центре Ялты, киностудии. Силами одной только общественности этого не сделать. А вот власти Ялты и Крыма, взявшись за дело всерьез, наверняка добьются положительного результата. Было бы только желание...
КОММЕНТАРИЙ
Сергей ТРЫМБАЧ, председатель Национального союза кинематографистов Украины:
— Сюжет с Ялтинской киностудией, имеющей славную и долгую историю, к сожалению, типичен для нашего времени. Под видом «оптимизации» совершается бесстыдная сделка ради чьей-то коммерческой выгоды. При этом не обходится без фальсификаций и обмана. Обращения к властям, к правоохранительным органам тоже не приносят ощутимых результатов. Слишком уж лакомый этот кусочек крымской земли. Кино — для чего это кино, если можно настроить коттеджей и заработать кучу денег?
Но Бог есть, и справедливость существует, пусть бы помнили об этом «наперсники разврата». И за все это им воздастся. Только может быть поздно, и со студией придется распрощаться...
Однако нет, не хочется верить в подобный финал. Отраднее всего крымчане поднялись на гражданскую войну (а что, если против нас ведутся такие действия). В частности, Крымское отделение нашего союза во главе с Валерием Павлотосом, Общественный комитет Большой Ялты под руководством Григория Тараненко. Добро бывает и с кулаками...
А все же последнее слово за властью — в первую очередь самого Крыма. Это та же лакмусовая бумажка на предмет их отношения к культуре.