В Будапеште прошло мероприятие, ординарное для венгров и совершенно уникальное в восприятии рядового украинского кинематографиста — 41-я Неделя венгерского кино, на которой были представлены лучшие образцы венгерской кино- и телевизионной продукции за прошедший год. Как можно понять по порядковому номеру фестиваля, этот праздник венгерского кино имеет регулярный характер и впервые состоялся в 1965 году, но не в столице Венгрии, а в одном из самых красивых городов не только этой страны, но и всей Европы — Пече. Кинотеатр «Урания» в Пече, где до переезда в Будапешт в 1983 году проходили Национальные недели кино Венгрии, и по сей день пользуется заслуженной популярностью у жителей города. В 1989 году Неделя национального кино Венгрии приобретает свой нынешний статус — оставаясь национальным фестивалем, Неделя становится уникальной возможностью для иностранных профессионалов в области кино (отборщиков фестивалей, журналистов, киноведов) постоянно следить за венгерским кинематографическим процессом.
С середины 90-х годов прошлого столетия к организации фестиваля присоединяется Венгерский киносоюз (Magyar Filmunio), созданный для всестороннего продвижения венгерского кинематографа в мире.
Усилия, предпринимаемые организаторами фестиваля (только финансовые затраты на проведение Недели-2010 составили около 800 000 долларов — и это в условиях экономического кризиса), приносят заметные плоды: только в 2009 году венгерские фильмы получили более 1000 приглашений на различные международные киносмотры, на которых были получили более сотни призов и наград. Так, экспериментальная короткометражка «Затерянный мир» Дюлы Немеша получила Главный приз на фестивале в Гамбурге, «Обед» Кархи Перлмана — в амерканском Палм Спрингсе, «Серебряный леопард» престижнейшего фестиваля в Локарно отдан «Вариациям» Кристины Эстергайош в довесок к «Золотому Хьюго» Чикагского кинофестиваля. Самыми популярными фильмами у фестивальной публики мира были в прошлом году документальная лента «Другая планета» Ференца Молдовани и уже упоминавшаяся картина «Обед» Кархи Перлмана. Премьера короткометражки Балинта Кеньереша «История авиации» состоялась в мае в Каннах, а ленты «Проделка» Петера Гардоша — на Московском международном кинофестивале. Список этот можно продолжать практически до бесконечности.
И не стоит забывать, что Национальная Неделя кино Венгрии — это всего лишь верхушка айсберга, в основании которого не только продуманная государственная политика в области кино, но и мощные кинематографические традиции и воля к творчеству венгерских кинематографистов. Совокупность этих факторов приводит к весьма впечатляющим результатам, и в этом разрезе весьма показательным является 2009-й год — еще раз подчеркнем — год кризисный.
За прошедшие с предыдущей Недели 12 месяцев в Венгрии было завершено 356 фильмов разной жанровой принадлежности и продолжительности, 95 из которых соревновались в пяти категориях (игровое кино, короткометражное кино, документальные фильмы, научно-популярные фильмы, телефильмы) за главный приз Недели венгерского кино — «Золотую бобину».
Вне конкурса венгерской публике и иностранным профессионалам были представлены новые фильмы таких известных режиссеров, как Марта Мессарош, Юдит Элек и Карой Макк.
В категории «игровое кино» право обладания «Золотой бобиной» оспаривали 16 полнометражных фильмов (из 32-х снятых), для 13-ти из которых этот показ стали мировой премьерой. 5 из 16-ти конкурсных фильмов являются полнометражными дебютами. В рамках конкурса документального кино было показано 30 фильмов из 158-ми снятых в этом жанре в прошедшем году, научно-популярного — 7 из 35-ти, а короткометражного кино — 33 фильма из 134-х. Проходила Неделя венгерского кино в 9-зальном мультиплексе Palace Mom Park Cinemas и Национальном Дворце Кино «Урания».
Отметим и огромную популярность Недели не только у профессионалов, но и у публики. Открывался фестиваль премьерой нового фильма патриарха венгерского и мирового кино Миклоша Янчо «Хватит о справедливости», которая при полных аншлагах прошла одновременно во всех 9-ти залах мультиплекса Mom Park, а вообще же на показы Недели из года в год продается не менее 40 тысяч билетов.
Победителями фестиваля стали:
Главный приз «Золотая бобина» — «Библиотека Паскаля», реж. Саболч Хайду;
Лучший жанровый фильм — «Колорадо Кид», реж. Андраш Вадьвёлди;
Лучший режиссер — Жомбор Дига («Вопрос в деталяХ») и Роберт Пейо («Визит»);
Лучший оператор — Андраш Надь («Библиотека Паскаля»);
Лучший полнометражный дебют — Team Building, реж. Река Алмаши;
Лучший сценарий — Йожеф Пачковски («Дни желания»);
Лучшая актриса — Эва Вика Керекеш, In/Out Tavaret;
Лучший актер — Ференц Элек, «Вопрос в деталях»;
Специальный приз жюри — Шандор Тот за роль в фильме «Веспа»;
Приз иностранных критиков — «Библиотека Паскаля», реж. Саболч Хайду;
Приз публики — «Вопрос в деталях», реж. Жомбор Дига;
Приз Ассоциации артхаусных кинотеатров — «Пушкаш, Венгрия», реж. Тамаш Алмаши.
В чем же секрет такого состояния дел в кинематографе Венгрии — страны, значительно уступающей Украине не только по населению и территории, но и по изначальным экономическим возможностям. Не только в уже упоминавшихся мощных кинематографических традициях и воле к творчеству, но и в государственной политике в области кино. Еще в середине 90-х годов прошлого столетия в Венгрии был принят закон о кинематографе (у нас — в феврале 2010-го), предоставивший значительные налоговые льготы участникам производственного процесса. Это открыло возможности для стабильного финансирования кинопроизводства (только в прошлом году в производство игровых фильмов вложено как государственными институтами, так и частными компаниями более 18-ти миллионов долларов) и для реконструкции и строительства новых производственных студий (из последних примеров — недавно открытая под Будапештом мегастудия Korda Studio). Вслед за многими европейскими странами Венгрия проводит политику так называемого налогового укрытия, которая гарантирует иностранным съемочным группам возвращение 20—25% затраченных на территории Венгрии средств на кинопроизводство. Примечателен и тот факт, что 5% средств, получаемых Венгрией от съемок иностранных фильмов на своей территории, гарантированно направляются на развитие образования в области кино.
Так что, как говорится, мир не может быть не прав, и на венгерское кино, некогда весьма популярное у кинолюбителей Советского Союза, стоит обратить куда более пристальное внимание и нынешним украинским ценителям кино.
А нашим высоким функционерам от культуры стоит поучиться организации дела у своих венгерских коллег. Или им так и не хватит воли к творчеству?