Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кино с Третьей авеню

Отчет нашего корреспондента с Восьмого нью-йоркского кинофестиваля «Трайбека»
29 апреля, 2009 - 17:53
РОБЕРТ ДЕ НИРО

Кинофестиваль «Трайбека» имеет довольно странный статус. Основанный, чтобы как-то приглушить боль ньюйоркцев от катастрофы 11 сентября, он проходит в стране с неразвитым фестивальным движением, еще и в городе, который сам по себе напоминает круглосуточное насыщенное визуальной информацией шоу. В подобных условиях любой кинофорум обречен на маргинальность.

Присутствие фестиваля в городе заметно разве только благодаря рекламным штандартам с логотипом «Трайбеки» в районе площади Юнион-сквер. Неподалеку от этой площади находятся и фестивальный офис, и среднего уровня кинотеатр АМС7 (угол Третьей авеню и Одиннадцатой стрит) — здесь собственно и проходят показы. Все довольно скромно, даже несмотря на попытку организаторов организовывать каждый вечер красные дорожки с гостями фестиваля. Спасают «Трайбеку» от забвения знаменитости и необычность формата.

Во-первых, конечно, имя Роберта Де Ниро. Именно знаменитый актер инициировал и до сих пор поддерживает фестиваль; кроме того, он еще является одним из главных инвесторов городского района Трайбека — который сейчас после Сохо претендует на то, чтобы стать новым центром творческой и богемной жизни всего города. Де Ниро выступает на каждом открытии; на этот раз компанию ему составили Ума Турман и Вуди Аллен, лирической комедией последнего «Whatever Works «фестиваль и открылся. Аллен является патриотом и знатоком Манхеттена. «Whatever Works» — первая картина, снятая после долгих кинематографических путешествий режиссера по Европе; как отметил Аллен: «Было замечательно вернуться на Манхеттен, чтобы снять комедию, особенно, с такими одаренными актерами. Я очень счастлив».

Что касается структуры фестиваля, то все фильмы объединены в несколько тематических конкурсных блоков: «Повествования», «Документальный», «В кругу света», «Встречи»; есть также «Открытие», «В полночь», «Отреставрированное/ Вновь открытое», «Короткометражные программы». Причем присущая европейским киносоревнованиям грань между авторским и жанровым, то есть более развлекательным кино, не строгая. Более того, в конкурсах принимает участие «Отбытия» (режиссер Йоширо Такита, Япония) — обладатель премии «Оскар» этого года за лучший фильм на иностранном языке. Другой интересный момент Восьмой «Трайбеки» — подборка триллеров и фильмов ужасов, снятых молодыми режиссерами. Это не обычные «ужастики», а фильмы с определенными элементами игры с жанром. Такими, например, являются «Расскажи сказку» (экранизация рассказа Эдгара По на современный лад, осуществлена Майклом Куэстой при продюсерстве братьев Тони и Ридли Скоттов) и «Истерический психопат». Последний — скорее черная малобюджетная комедия, и снят Деном Форджером вместе с молодым нью-йоркским театром «Сцена 13». Впрочем, такие работы более привлекательны как формальные эксперименты.

Пока что самым интересным фильмом является «Вегас: реальная история» (конкурс «Повествования») Амира Надери, уже отмеченный на Венецианском кинофестивале. Бывший иранский, а ныне независимый американский режиссер снял потрясающую историю об одержимости, об американской мечте, о мечтах вообще. Глава малоимущей семьи, живущей на окраине Лас-Вегаса, с подачи мошенника вбивает себе в голову, что где-то под его приусадебным участком закопано сокровище, и ради этого начинает разрушать жизнь своих родных. Снятый очень скупо, минималистическими средствами, фильм тем не менее несет в себе колоссальное драматическое напряжение; аналоги таланту Надери в современной кинематографии трудно найти.

В целом неровная структура фестиваля, где уже широко признанные картины соседствуют с произведениями новичков, создает, тем не менее, определенную коллизию, которая получит развязку уже в вечер награждения.

Итоговый отчет о фестивале читайте в ближайших номерах «Дня».

Дмирий ДЕСЯТЕРИК, «День» Нью-Йорк — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ