Мы уже сообщали, что новым руководителем цеха балета Национальной оперы Украины назначена Анико Рехвиашвили. А известный танцовщик, который фактически выполнял функции рулевого балетной труппы, Денис Матвиенко (на должность худрука в конце 2011 года его пригласил тогдашний министр культуры Михаил Кулиняк) дал пресс-конференцию под громким названием «Репрессии в культуре. Почему Денису Матвиенко не дают работать в Национальной опере Украины и кто за этим стоит». Он напомнил журналистам, что 27 марта на официальном сайте Национальной оперы Украины его фамилия исчезла из раздела «Руководство», а была перенесена в «Солисты балета».
— Таким образом руководство театра обозначило свою официальную позицию относительно меня, — сказал «Дню» Денис Матвиенко. — Напомню, я с ноября 2011-го исполнял обязанности художественного руководителя балетной труппы НОУ. Хотя работал на ставке солиста... Я искренне верил, что смогу поднять уровень балета в Украине и вернуть наш театр на мировую балетную карту! Мне жаль, что реформы, которые были начаты, отныне будут свернуты...
8 апреля на сайте НОУ было обнародовано заявление дирекции: «В связи с заинтересованностью СМИ ситуацией вокруг известного танцовщика, артиста Национальной оперы Украины, заслуженного артиста Украины Дениса Матвиенко информируем, что он был зачислен на должность артиста балета — ведущего мастера сцены Национальной оперы Украины в ноябре 2011 года в соответствии с поданным им заявлением. С того времени и до сих пор его статус не менялся. В театре существовала вакантная должность художественного руководителя балета, которую Д. Матвиенко не занимал. На эту должность назначена народная артистка Украины Анико Рехвиашвили — профессор, балетмейстер и хореограф».
На сцене Национальной оперы Украины А. Рехвиашвили поставила балеты «Венский вальс» на музыку Штрауса (2001 г.), «Даниэла» Чембержи (2006 г.), балетные сцены в операх «Моисей» Скорика, «Ярослав Мудрый» Г. Майбороды, «Норма» Беллини, «Наталка Полтавка» Лысенко, ряд хореографических номеров и танцев для солистов. Артисты считают: то, что руководителем балета стала женщина — хорошо. Анико — уравновешенная личность, а когда театр «кипит, как котел», именно спокойствие сейчас и нужно в коллективе...
«День» попытался разобраться, что же удалось сделать Матвиенко в театре. Сначала вспомним о положительном: Денис сумел пополнить репертуар модерновыми балетами — Radio&Juliet на музыку Radiohead и Quatro. Он пригласил поработать с труппой легендарную Наталию Макарову (США), которая сделала редакцию «Баядерки» Минкуса (последняя премьера на сцене Национальной оперы). Матвиенко сумел договориться со словенцем Эдвардом Клюгом, который впервые доверил украинским артистам исполнять свой балет Radio&Juliet, а главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер пополнил киевскую афишу «Класс-концертом». Также наши балетоманы увидели гала-выступления «Четырех королей танца» и балет «Кватро», а еще в «Лебедином озере» и «Баядерке» вместе с Денисом Матвиенко выступала грузинская прима Нино Ананиашвили. И это замечательно! Правда, эти творческие проекты проводились под эгидой продюсерского центра «Софит», созданного родной сестрой Дениса, и билеты продавались по коммерческим ценам (от двух до трех тысяч гривен), как на гастролеров, а выручка шла не в кассу театра, а в карман частной семейной фирмы брата и сестры Матвиенко. Они платили аренду зала, а танцовщики и обслуживающий персонал Национальной оперы работали за зарплату (без бонусов и премий). Кстати, в письме, адресованному М. Кулиняку (копия есть в редакции «Дня»), ведущие актеры труппы задавали вопрос: «Зачем ставить в репертуар Национальной оперы «модерн»? Уничтожая классику украинского балета... Сегодня есть стремление свести на нет классический балет, импортировать в Украину чужой модерн (причем на условиях временных прав на использование) и восстанавливать пропахшие нафталином чужие спектакли...»
Свои «проекты» Денис продвигал, снимая аншлаговые спектакли репертуара... Например, в одном из писем экс- министру М. Кулиняку два десятка артистов и педагогов написали: «Хамство, некомпетентность, ложь в решении своих узкомеркантильных и финансовых вопросов стало в театре нормой. Брутальное отношение к людям, неэтичное отношение к педагогам-репетиторам, манипулирование артистами, составами исполнителей, и гастроли проходят в форме ультиматумов. Все это привело к полному хаосу и разжиганию вражды и неприязни в некогда отлаженном и сплоченном коллективе... За восемь месяцев псевдоруководства Дениса Матвиенко он отсутствовал в театре 121 день! Остановите неудачный эксперимент...»
Но есть и другие мнения. В частности, солист Национальной оперы Украины Виктор ИЩУК сказал «Дню»:
— При всех недостатках Матвиенко, какие называют его оппоненты (несдержанность, категоричность и т. д.), при Денисе труппа многое достигла. Наконец-то на нашей сцене появилась современная хореография! Я считаю, что эти спектакли показали новые возможности театра и танцовщики смогли проявить свой талант. Все, занятые в постановках, получили колоссальное удовольствие. Хотя после репетиций я выходил уставший, но счастливый! Кстати, несмотря на конфликт, завтра состоится премьера «Шопенианы» и «Видение розы». Свои планы он выполнил. Денис приглашал выдающихся личностей поработать с нами: Михаила Мессерера, Наталью Макарову. К нам приезжали давать мастер-классы педагоги Мариинского и Большого театров... С уходом Матвиенко театр многое потеряет. Мы будем вновь «вариться в собственном соку», и это очень печально. Я считаю, что модерн, к которому мы лишь прикоснулись, исчезнет! Знаете, Денис сумел привлечь к нашему театру внимание балетного мира. Раньше наши артисты разъезжались, выступая на сценах мира, а Денис Матвиенко стал приглашать мастеров в Киев! Я очень уважаю Анико Рехвиашвили как постановщика и как порядочного человека, но мне кажется, что ее дирекция театра подставила. Она фигура временная на посту руководителя балета, и с нового сезона ее сместят, назначив другого человека. Очень жаль, что Рехвиашвили использовали в ситуации, чтобы убрать Матвиенко. Убежден, что конфликт в нашем театре не завершен... А куда идет театр, что предпочтительнее — классика или модерн — покажет время.
— Матвиенко — замечательный артист, мастер балета, которого знают во многих странах мира. И этого у Дениса никто не отнимет. Приглашая его в нашу труппу, мы надеялись, что он добавит «свежую кровь» в коллектив, представит интересные творческие идеи, зная, что он человек амбициозный. Чтобы не прерывался его профессиональный стаж танцовщика, мы предложили оформить его на ставку солиста и таким образом совместить творческие начало как артиста и административное как руководителя балета. Подчеркну, что должность худрука балетной труппы у нас по штату была сокращена, — рассказал «Дню» генеральный директор Национальной оперы Украины Петр ЧУПРИНА. — Матвиенко представил нам план, как можно реорганизовать работу, чтобы наш театр стал «одной из главных балетных сцен Европы». Мы не мешали ему провести просмотр всего творческого состава, чтобы определить уровень профессионализма труппы и педагогического состава, дали возможность реорганизовать репетиционный процесс, согласились, что репертуар стоит обновить, поддерживая практически все его новации. Хотя не все коллеги приняли радикальные меры Дениса. Петиции в Минкультуры писали как ярые сторонники реформ, так и многие ведущие артисты труппы, считая, что «ломать — не строить» и нужно сохраняя лучшее, дополнять ростками нового... Знаете, такого количества диаметрально противоположных мнений, конфликтов и скандалов в коллективе я не помню! Мы пытались как-то сдерживать эмоции артистов, а Денису Матвиенко дали возможность проявить себя, но он не сумел организовать работу так, чтобы труппа нормально функционировала. Нарциссизм, нетерпимость к чужому мнению и авторитаризм сыграли с ним плохую шутку. Коллектив — это не я, а мы! Так как Денис официально художественным руководителем балетной труппы Национальной оперы не был, а «бацилла» противостояния достигла предела и грозил раскол в коллективе, поэтому я вмешался, назначив приказом худруком цеха балета Анико Рехвиашвили. Она хореограф, а не танцовщик, и человек неконфликтный, который сможет унять нынешние страсти в театре. Я за то, чтобы «бури» сотрясали постановки на сцене, будоражили сердца зрителей от мастерства танцовщиков, а за кулисами царила нормальная и рабочая обстановка. Матвиенко никто не увольняет. Он просто не справился с руководящими функциями, а как солист может продолжать сотрудничество с нашим театром.
В комментарии «Дню» Денис Матвиенко подчеркнул, что не ожидал «выпада в спину от руководства Национальной оперы, фактически свернув реформы, начатые им в коллективе».
— Я был на гастролях в Лондоне, когда мне сообщили, что я уже не руководитель балетной труппы, а только солист. Ныне изменили название должности, на которую назначили Анико. Теперь звучит как «руководитель художественного цеха балета Национальной оперы», то есть непонятна суть названия — то ли у нас художники в балете, которыми необходимо руководить. Это абсурд! У меня был конкретный план реформировать Национальную оперу, но изменить ситуацию можно только при условии, что нынешних руководителей в театре не будет, — считает Д. МАТВИЕНКО. — Им не нужны никакие эксперименты, их устраивает серенькое и средненькое... поэтому я не вижу своего присутствия в труппе (ни в каком качестве). Это моя принципиальная позиция. Но это не означает, что я не буду выступать в Киеве. У меня много поклонников, и я буду представлять различные творческие проекты, но они не связаны с работой в театре. Любые реформы проходят болезненно для любого коллектива, и чтобы они проводились, нужна поддержка. Мне обещалась поддержка генеральным директором Национальной оперы, поэтому я и согласился с предложением Петра Яковлевича работать в труппе, но увы... Мои попытки оказались бесполезными и без поддержки руководства театра захлебнулись. Жаль! За полтора года я получил огромный опыт. Главное, что познакомил зрителей с модерными постановками. С моим уходом теряет нынешнее руководство театра, а со зрителями я не прощаюсь. Следите за афишами! У меня уже есть масса предложений от различных театров, в том числе и Михайловского... Я не чувствую себя обиженным и тем более пострадавшим!
СПРАВКА «Дня»
Денис Матвиенко — заслуженный артист Украины, обладатель четырех Гран-при международных конкурсов артистов балета, три года был приглашенным солистом Большого театра, год проработал в Мариинском театре, выступал в New National Theatre в Токио, Teatro alla Scala в Милане, Grand Opera в Париже и American Ballet Theatre в Нью-Йорке. С ноября 2011-го был солистом и руководителем балета Национальной оперы Украины.