На вопрос «Что необходимо для мощного художественно-культурного развития страны?» обычно отвечают: «Больше денег». Качество творческого продукта действительно в известной мере зависит от его финансирования, но большие средства не гарантируют творческих высот или заинтересованности публики. Соответственно, активность театральной жизни в Украине и интерес к ней зрителя не всегда просчитывается сметой. Потому что независимо от того, где проходит спектакль: в роскошном здании или скромном подвальчике, в столице или периферийном городе, он может быть как по-настоящему уникальным, так и малопрофессиональным и фальшивым.
Своеобразная инвентаризация сценической продукции происходит в большинстве стран, где разветвлена театральная сеть и где функционеры от культуры заботятся о том, чтобы интерес общества к театру не угасал, а театр не только развлекал публику. Разные художественные формы подобной инвентаризации предлагает Польша, Литва, Грузия, Беларусь и другие страны. И в большинстве случаев речь идет о том, что профессиональное театральное сообщество определяет лучших и привлекает к ним внимание общественности.
Между тем, творческое пространство Украины тоже фестивалями и премиями не удивишь: их около сотни разных рангов и уровней, хотя ни один из смотров не претендует на общегосударственную всеохватываемость. Поэтому за год по смене руководства Национального союза театральных деятелей Украины (НСТДУ) идея общегосударственного театрального смотра начала претворяться в жизнь: старт Всеукраинского национального фестиваля-премии, целью которого является награждение самых выдающихся творческих достижений в сфере театрального искусства, уже объявлено.
Концепция фестиваля-премии «Игра», которая не один день разрабатывалась в недрах руководства Союза вместе с известными театроведами и театральными журналистами, предполагает сосуществование в одном формате двух отдельных этапов: просмотр и собственно фестиваль. Финальному показу международному жюри, который должен состояться в ноябре 2018 года, будет предшествовать просмотр спектаклей экспертами. Международное жюри будет выбирать победителей всего лишь из 12 спектаклей в шести номинациях и награждать творцов спектаклей премиями в виде грантов на реализацию будущих творческих проектов. Украинские же эксперты будут формировать так называемые лонг-лист и шорт-лист из спектаклей, предложенных самими театрами.
Каждый театральный коллектив Украины, независимо от формы собственности и особенностей деятельности, может выдвинуть для участия в фестивале-премии только одну премьеру 2017 года, предварительно определив ее номинацию: 1) драматический спектакль; 2) спектакль для детей; 3) музыкальный спектакль в жанре оперы/оперетты/мюзикла; 4) хореографический/балетный/пластичный спектакль; 5) спектакль камерной сцены (до 150 зрителей); 6) поисково-театральный спектакль на пересечении театральных и художественных жанров. Поданные заявки, в которые обязательно должен входить целостный видеофрагмент спектакля-претендента, будет рассматривать Экспертный совет, созданный из ведущих театроведов, музыковедов и театральных журналистов страны. Украинские же эксперты составят окончательный перечень спектаклей, которые они в дальнейшем будут пересматривать вживую как спектакли действующего репертуара.
Состязательная составляющая фестиваля-премии является самой щекотливой и в то же время притягательной для театрального сообщества. Все театры-участники любой ценой будут пытаться победить и в случае поражения обычно будут сетовать на профессиональную некомпетентность и корпоративную зависимость местных судей. Поэтому и определены окончательными арбитрами зарубежные театральные деятели, а еще, конечно же, зрители.
Зрительская заинтересованность отечественным театром — еще одна стратегическая цель фестиваля-премии «Игра». По большому счету, украинская публика уважает своих сценических кумиров, а не украинский театр в целом. Ее интересуют творческие вечера, шоу, концертные выступления «звезд», и она, как правило, безразлична к премьерам как таковым, тем более, если это не комедия и в перечне исполнителей нет известного театрального имени. Еще более скептически относятся украинцы к малоизвестным театральным коллективам без столичной прописки. И эта данность делает невозможным полноценное театральное кровообращение: театры имеют ограниченный ареал функционирования и интересуют только своего местного зрителя. Так они и их постоянные завсегдатаи и попадают в ловушку иллюзии, что то, что им по нраву, является лучшим.
В названии фестиваля-премии «Игра», которое имеет непосредственное отношение к театру, в действительности латиницей закодирована аббревиатура: GRA: Great Real Art, что означает Большое Настоящее Искусство. Поэтому представляется, эта двойная сила «Игры» в состоянии рассеять туманы, которые лениво легли по балкам украинских театров и скрывают новые роли, новые режиссерские идеи, талантливую молодежь, о которой не догадывается зритель. Амбициозные планы Национального союза театральных деятелей сделать украинский театр уважаемым и модным, так, чтобы билеты на финальный просмотр бронировались за полгода, а зарубежные импресарио слетались в Киев, ища, кого бы пригласить на престижные театральные фестивали Европы, уже начались воплощаться. Осталось немного: представить и просмотреть спектакли и откликнуться на предложения меценатов, которые стремятся пополнить премиальный фонд.