Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Когда студент боится пленки

Подробности из жизни кинофакультета
18 апреля, 2002 - 00:00

Сегодня все (не без оснований) говорят о кризисе украинского кино. Казалось бы, у молодежи немного шансов проявить себя на этом поприще. Но есть обнадеживающий успех «Пролога» — с одной стороны. С другой — кинофакультет Киевского государственного института театрального искусства им. Карпенко-Карого по-прежнему считается элитарным вузом. Или все-таки желающих сделать кино своей профессией стало меньше? С этим вопросом я обратился к заместителю декана факультета кино и телевидения Татьяне Григорьевне Ильиной.

— У нас всегда было по 7–8 человек на место. И эта цифра неизменна по всем киноспециальностям. Мы готовим кинорежиссёров, кинодраматургов, кинотелеоператоров, киноведов. Более того, на эти специальности конкурс даже возрастает. Есть интересная тенденция. Наши соседи (Университет культуры и искусств) принимают абитуриентов по собеседованию. Пришли-поговорили, заплатили деньги и учитесь. И студенты, поступая туда, платят за один год, а потом переводятся к нам на 2-й курс. Почему? Потому что к нам поступить намного тяжелее. Ведь у нас очень сложный отборочный конкурс: приемных экзаменов целых шесть. Из них четыре по профессии и два общеобразовательных.

— Но переводятся также на платную форму обучения. Выходит, способности не самое главное, коль есть средства?

— Все идут на общих основаниях. И сдают все экзамены. У нас ведь какая специфика? Сначала — отборочный конкурс. Если он проходит этот этап, его только тогда допускают до сдачи экзаменов. Предположим, госзаказ на ту или иную специальность пять человек. Тогда тем, кто по баллам стал шестым или седьмым, факультет предлагает учиться платно. Но ведь и они тоже сдавали все экзамены, как и бюджетники. Мы не опускаем планку. У нас группы по 5–6 человек, основная нагрузка на индивидуальные часы. Получается, что на одного студента в группе работает 15 преподавателей.

— Кино, наверное, самое дорогое из искусств. Да и обучение требует соответствующей технической базы. Может ли этим похвастаться факультет?

— Нельзя сказать что с этим дела обстоят блестяще. Есть определенное количество. Надеюсь, мы приобретем еще. Первые три курса будущие режиссеры работают на видеопленке — это намного дешевле. А после 3-го начинаются киноработы. Вот здесь контрактники проигрывают, потому что в плату за их обучение не входит работа с кинопленкой. Они продолжают, как правило, и дальше снимать на видео. Иначе обучение обошлось бы в 60 тыс. гривен. Как вы понимаете, таких денег у студентов нет.

— На последних фестивалях «Молодость» все работы украинских студентов были на черно-белой пленке. На фоне западноевропейских картин смотрелись они достаточно скромно. Возможен ли прорыв в этом отношении?

— Да, мы сейчас получили партию пленки «Кодак». Как черно-белую, так и цветную. Причем, в достаточном количестве. Это Министерство культуры и искусств выделило деньги специально под кинофестиваля «Пролог». Иначе они просто не могут нам помочь. Ведь в бюджете нет статьи, предусматривающей выдачу денег для производства курсовых и дипломных работ студентов творческих вузов. А на фестивали, различные конкурсы, такая статья есть. Поскольку «Пролог» подразумевает производство именно курсовых и дипломных киноработ, то большинство наших старшекурсников смогли запуститься. Кстати, произошла парадоксальная ситуация. Плёнки много, а ребята не умеют с ней работать, боятся ее брать в руки. Ведь это не видеокамера, где нужно только кнопку нажать. Тут нужно и резкость выставлять, и фокус. Мы сейчас стараемся их к плёнке «приучить».

— То есть процесс пошел. Надолго ли?

— Эта цепочка была прервана, но теперь мы ее восстановим. Этого «Кодака» нам хватит на пару лет. А там, глядишь, еще закупим. Фактически, мы единственный вуз в Украине, который готовит специалистов кино на кинопленке.

— Насколько работы наших студентов, на ваш взгляд, вписываются в контекст мировых тенденций?

— Выскажу свое субъективное мнение. Мы всегда проигрывали в сравнении с работами иностранных режиссеров. На «Молодости», в частности. Но проигрывали только технически. По идеям, по замыслам наши ребята, я считаю, на очень высоком уровне. Главное — предоставить им доступ к хорошей технике. Уровень нашей школы никак не ниже чем у остальных школ. И в этом отношении порадовал «Пролог». Например, работа дипломантки фестиваля Лены Юзык уже сделана на «Кодаке». А ведь это уже совсем другое восприятие, иной визуальный ряд. Что можно было ожидать от работ, которые делались на некачественной, поцарапанной пленке…

— Есть ли перспективы сделать на базе факультета полноценный полнометражный фильм?

— Конечно. Можно вспомнить Владимира Тихова с его «Мойщиками автомобилей». Хотя лично мне картина не особо понравилась. Но на то есть несколько объективных причин. Во-первых, над фильмом работало несколько операторов. А каждый из них несет свою, отличную от других стилистику. Министерство выделяло деньги порциями. Кино же — это цельный процесс. Сейчас в Министерстве лежит сценарий полнометражного фильма Веры Яковенко. Надеемся, и он будет реализован.

— А есть ли спонсоры у студенческого кино?

— Практически нет. Такие случаи единичны. Например, сейчас Тарас Ткаченко, выпускник мастерской Бориса Савченко, нашел спонсоров, которые присовокупляют свои средства к тем, что выделяет институт. Тарас Томенко «выбил» 450 тысяч гривен, но они были перечислены на студию Довженко и с ними пока непонятная ситуация.

— Каким вы видите будущее нашего студенческого кино?

— Вполне обнадеживающим. Сейчас к нам приходят думающие, ищущие ребята. В Киеве открываются кинотеатры. К нам поступает очень много предложений по поводу проката наших фильмов. У нас прекрасная фильмотека курсовых работ и осталось много классики. Мы будем эти фильмы пропагандировать, заниматься их прокатом. Но пока, к сожалению, эта линия не отработана у нас чисто юридически. В наших планах сделать небольшой кинотеатр на кинофакультете.

— Но для этого нужно иметь, как минимум, свое помещение. Как с этим обстоит дело, после того как вас «попросили» из Лавры, где раньше располагался факультет?

— В этих помещениях мы по- прежнему на птичьих правах (факультет расположен в нескольких зданиях студии Укркинохроники на улице Щорса. — Авт. ). Мы здесь даже не арендаторы. Приняли помещение по акту, а в Министерстве его никак не могут передать нам на баланс. Это длится с 1997 года. Поэтому одна из первоочередных и глобальных наших задач — обрести постоянную прописку.

Юрий ЗЕЛИНСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ