Сразу упредим возможные вопросы читателей. Действительно, появление подобной «деловой» рубрики на странице культуры — довольно странно. Однако, на наш взгляд, такое соединение на одной территории бизнесового прагматизма и высоких гуманитарных устремлений — сегодня востребовано и актуально. Ведь не в последнюю очередь именно разрыв между «делом» и «словом», между людьми, умеющими зарабатывать деньги, и людьми, созидающими на свой страх и риск национальную культуру, является первопричиной многих наших несчастий. Сегодня же мы хотим предложить читателям «Дня» небольшое исследование о том, что во всем мире называют «командной игрой» — некой универсальной стратегии совместной работы и проживания, применимой практически во всех областях жизни.
Хочется начать с чего-нибудь эпического, масштабно-впечатляющего.
Вот: в Ветхом завете сказано, что Моисей был человек «нрава кротчайшего». А, собственно, откуда такая характеристика? Статистика — вещь неумолимая: под его началом пребывало не менее 40000 древних евреев, каждый из которых был, наверняка, сам себе вождь и пророк. И, чтобы организовать этот «клубок единомышленников» для сорокалетнего хождения по пустыне, Моисею, со всей очевидностью, требовалась истинно ангельская кротость. Каждый, кто хотя бы единожды пытался объединить полдесятка знакомых для похода на какой-нибудь званый вечер, эту притчу прекрасно поймет. Впрочем, библейский народ таки вступил в землю обетованную, ибо к тому времени был единым и устремленным к общему благу. Иными словами — из разрозненного племени родился сплоченный отряд. Говоря по-современному, команда. Другое дело, что лидеру понадобилось слишком много времени, чтобы эту команду создать…
Конечно, пример утрированный. Но оттого не менее актуальный. Ведь проблема не в степени кротости либо жесткости того, кто пытается руководить каким- либо коллективом, фирмой и т. п. Главное — достичь своего, столь желанного, результата, своей величайшей цели с минимальными потерями и времени, и сил, и людей. Увидеть вершину самому — вместе с другими, с теми, с кем шел к ней. А самых высоких вершин и далеких земель, то бишь, лучших показателей в своем деле, трудно достигнуть с группой героев-одиночек. Даже если такая группа состоит из сильных, но не привыкших действовать сообща, работников, эффект от ее работы будет намного меньшим, чем от труда команды. Этот, научно доказанный феномен, называется синэргетическим эффектом. Суть его состоит в том, что конечный результат намного превосходит арифметическую сумму усилий, приложенных отдельными участниками процесса. Иными словами, потенциал отдельного работника повышается за счет совместной, согласованной деятельности с коллегами. Впрочем, как может быть по-другому, если работать интересно, если вокруг не зануды-сослуживцы, а друзья, если знаешь, что тебя всегда поддержат, но и сам готов поддержать другого, если даже начальник — твой единомышленник.
Собственно, изначально любой коллектив как раз и представляет собой упомянутую группу. В таком сообществе, вполне вероятно, каждый является прекрасным знатоком своего дела. Каждый — лучший. Но результат при этом может быть весьма далеким от идеала, попросту плачевным. Блестящий профессионал Икс отвечает за свой участок работы, не менее блестящий Игрек — за свой. Но, когда происходит срыв на участке у чудесного специалиста Зет, то Икс и Игрек с непоколебимым сознанием собственной правоты могут заявить (чаще всего так и происходит) — мы здесь ни при чем, у нас-то все в порядке. И это — отнюдь не эгоизм. Ведь между Иксом, Игреком и Зет, в остальном, похоже, отличные отношения. Но — эффективной коммуникации, связи между ними, как единомышленниками, коллегами по работе в истинном понимании этого слова — нет. И потому их незаурядные качества пропадают порознь, не срабатывают на тот общий результат, в котором — вот парадокс! — каждый из них кровно заинтересован. При этом, не исключено, нужная цель таки будет достигнута, но очень уж большой кровью; как тем ветхозаветным пустынникам, придется скитаться свои сорок лет в поисках верного пути.
Руководитель, кстати, имея под своим началом предприятие, полное лебедей, раков и щук, также становится заложником подобной ситуации. При таком разнобое ему требуются, кроме той же выдержки и кротости, еще и авторитарные (не путать с авторитетными) качества. Необходимо держать наготове тяжелый кулак, чтобы вовремя и убедительно стукнуть им по столу, прекращая ненужные споры, необходимо все время быть наготове. И ведь все равно за всем не уследишь. Получается, вроде бы все работают в поте лица, боясь лишний раз глаза поднять, а результаты — как вкопанные, на отнюдь не лучшей позиции. О психологической атмосфере даже речи нет. Босс превращается в диктатора, которого, скорее, боятся, нежели уважают — в отличие от лидера, авторитет которого действительно непререкаем.
Одним словом, предприятие, построенное на зыбком фундаменте группы, в значительной мере работает вхолостую, на то, чтобы контролировать, администрировать, утрясать и т. д. Ибо когда левая рука не ведает, что творит правая, ничего иного не остается, как налаживать взаимодействие в этаком ручном режиме. Обязанности и сроки бесконечно подправляются. Недопонимание рождает недоразумения, размолвки чередуются с примирениями, надрываются телефоны, бурлят эмоциями многочасовые заседания, пыхтят сигаретами кулуары, Иван Иванович ловит за пуговицу Ивана Никифоровича… Масса энергии уходит попусту, вместо того чтобы быть направленной на действительно полезные вещи — производство товаров или услуг. Скорость производства, естественно, также снижается.
В целом же — что многократно доказано мировой практикой — современное руководство любым предприятием базируется на трех принципах — управлении командами, управлении изменениями в компании и управлении конкурентными преимуществами. Если эти три составляющие выдерживаются, то тогда потери времени, усилий и средств на пути к успеху, к лидерству в своей отрасли сокращаются до минимума. И решающее значение имеет здесь управление командами. Это, конечно, намного сложнее, чем простое администрирование и издание приказов. Руководитель становится, скорее, играющим тренером, капитаном, лидером — и потому команде с ним легко работается.
Таким образом, мы вновь приходим к тому, что основа основ — это, опять-таки, команда. Спортивная терминология, кстати, здесь представляется уместной. Ведь хороший футбольный клуб тем и силен, что стопроцентно нацелен на выигрыш, на приз от первой до последней минуты матча, от первого до последнего тура в чемпионате. В команде, в отличие от той же группы, общая цель одинаково важна для всех — от рядового работника до менеджера высшего звена. Чувство сопричастности общему результату порождает и взаимную ответственность: ведь когда болеешь за дело, все беды команды воспринимаешь и как свои собственные. Следовательно, и решения принимаются сообща, и сакраментальное «это твои проблемы» здесь уже не действует. Сбой, срыв одного — предмет заботы всех. Командные отношения, таким образом, эффективны сами по себе, в них нет места бесконечным разборкам и выяснениям, кто прав либо виноват, кто главнее или трудоспособнее. Людей связывает нечто большее, чем просто цеховая солидарность, они как бы моделируют деятельность друг друга. Соответственно, выявляются сильные стороны каждого участника, и он может играть сразу несколько ролей в общей игре. И это не распыленность, а универсализм мастера. Кстати, если, опять же, вспомнить футбол, то именно такая система универсально обученных игроков, могущих и тотально наступать, и столь же дружно обороняться, позволила стать сборным Нидерландов и Германии сильнейшими в Европе и мире, а киевское «Динамо» сделала многолетним фаворитом еврокубков. Вполне понятно, что в преодолении конфликтов («обороны соперника») появляется свой, особый алгоритм, если угодно, стиль: команда, как единый организм, сама учится бороться с хворями, вырабатывая наиболее природные для себя способы. Определенные совместные ритуалы в работе и досуге, то есть привычки этого большого командного тела — из того же разряда. Что, однако, особенно важно — это высокая планка цели. Сама команда должна ставить перед собой максимальные задачи, и именно тогда, когда эта инициатива исходит снизу, победа становится реально достижимой. Парадокс команды в том, что лучше всего она сплачивается вокруг задач, требующих максимальной отдачи.
В итоге атмосфера меняется коренным образом. Превалируют доверие и взаимное ободрение. Руководителю, в свою очередь, нет надобности становиться грозным самодержцем: его лидерство принимается по праву, и поддержка, которую он получает, никаким деспотам даже не снилась. Работа превращается из необходимости в любимое, увлекательное занятие. Ну, а желанная цель, та самая вершина, достигается наиболее коротким путем. Поскольку наилучшие решения принимаются настолько быстро, насколько это возможно.
Конечно, было бы заблуждением считать, что команда — сугубо деловое, бизнесовое изобретение. По сути это абсолютно конвертируемое средство, применимое к самым разным областям жизни, везде, где так или иначе возникает человеческая общность. Командное взаимодействие очень не помешало бы нашим новым богатым, с одной стороны, и нашей культуре — с другой. Хорошая семья — и есть команда в самом высоком понимании этого слова. Ну, а если еще и страна Украина ощутит себя единой, сплоченной командой… Но это уже похоже на утопию.
Сейчас вопрос иной, вполне закономерный: как команда создается?
Конечно, это может быть и стихийным процессом, который волюнтаристски насаживается сверху руководителем. На это могут уйти все те же пресловутые годы — а проблемы при этом никуда не денутся, и решать их придется по старинке. Очевидно, что формирование командной атмосферы нуждается в четкой методике, отработанной и внятной стратегии. Такие методики давно существуют, они довольно разнообразны. Команда образуется поступенно, шаг за шагом. Внутренняя корпоративная работа — в социальном, психологическом плане, — дополняется специальными тренингами. Благодаря последним люди учатся вырабатывать и анализировать единые цели, осваивают технологии управления конфликтами, получают навыки «распределенного лидерства» (когда каждый приучается быть хозяином положения), вырабатывают правильную самооценку, что, в свою очередь, позволяет не пасовать перед трудностями, быстро и оперативно справляться с любыми вызовами. Вообще, разговор о методах — долгий и отдельный, там много нюансов, оттенков. Здесь же важно отметить, что в итоге вырисовывается предельно ясная картина.
И она хороша во всех смыслах: команда, умеющая побеждать.