Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Компас в пространстве украинского слова

Вышел новый учебник по сценическому языку
17 ноября, 2020 - 10:09

Предмет этот достаточно специфический, и хотя, прежде всего, он направлен для профессионального воспитания актеров театра и кино, обратиться к нему может каждый ценитель украинского слова, тот, кто хочет усовершенствовать свое произношение, сделать речь культурной, правильной и совершенной. Следовательно, к сведению профессионалов и всех заинтересованных — Учебное пособие «Техніка сценічного мовлення» Надежды Грицан (Івано-Франківськ: Симфонія форте, 2020. 296 с.).  Это второе издание Пособия, в нем автор — доцент кафедры сценического искусства и хореографии учебно-научного института искусств ГВУЗ «Прикарпатский национальный университет имени Василя Стефаника», лауреат премии имени Виталия Смоляка в отрасли театрального искусства, собрала свой многолетний преподавательский опыт. Студенты Надежды Грицан, для которых она преподает предметы «Сценический язык» и «Поэтический театр», по ее учебнику овладевают предметами, воплощая авторские сценарии своей наставницы, формируют требовательность к личному творчеству средствами сценического воплощения поэтического слова и художественной публицистики.

Углубляясь в пространство украинского языка, автор делает вывод, что именно язык определяет уровень и смысл нации, именно благодаря богатому и уважаемому народом языку государство и нация становятся сильными и высокоразвитыми. Акцентируя на том, что «Мова народу є його національною гордістю і цінністю», Н. Грицан представляет разнообразие языка «глибинними пластами духовного життя народу, його історичною пам’яттю, найціннішим надбанням віків».

Пособие состоит из теоретической и практической частей. Рассматривается суть метода работы над техникой языка, который совмещает внешние и внутренние элементы словесного действия, изложен разноплановый теоретический материал из всех разделов техники речи, даны рекомендации относительно методики их проведения по планам новейших технологий с использованием языковых игр, эффективных тренировочных упражнений, творческих заданий, речевых ролевых ситуаций в предложенных обстоятельствах. Пособие содержит широкий спектр текстов-скороговорок, пословиц, считалок, загадок, орфоэпических азбук, контрольных орфоэпических карточек, текстовых материалов, которые могут быть практически использованы преподавателями и студентами в процессе овладения сценическим словом.

Переиздание пособия «Техніка сценічного мовлення» как никогда актуально, ведь оно стало широко известно и востребовано в художественных вузах и колледжах, среди руководителей любительских театральных коллективов и кружков. Также книжка станет надежным советчиком для ценителей родного слова в отрасли усовершенствования культуры украинской речи. Теоретическая методика и практический опыт Надежды Грицан, изложенные в пособии, полезны преподавателям и студентам, будущим режиссерам, актерам, чтецам, ведущим теле- и радиопрограмм, всем, кто работает со словом.

Содержание пособия — это лишь начало процесса овладения и применения предмета языка. Подтверждением этого вывода может служить меткое высказывание величайшего актера, режиссера и педагога Романа Черкашина: «Любой учебник по сценическому языку — это только компас, который указывает направление, только советчик актеру в том, как сделать эффективным действие живого художественного слова на сцене». 

Инна ГЛЕБОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ