Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Композиторская «хата»

Вспомним о жизни и творчестве Кирилла Стеценко
12 июня, 1996 - 19:52
ДИРИЖЕР ИВАН ГАМКАЛО ЗНАКОМИТСЯ К ЭКСПОЗИЦИЕЙ МУЗЕЯ КИРИЛЛА СТЕЦЕНКО / КИРИЛЛ СТЕЦЕНКО

«Вот кто заменит меня после моей смерти», — писал о нем Николай Витальевич Лысенко. Великий маэстро хорошо знал своего талантливого ученика.

Деятельность его действительно была на удивление многогранной: известный композитор-классик, дирижер, выдающийся педагог, плодотворный музыкальный критик, неутомимый культурно-общественный и государственный деятель, подвижник и один из учредителей Украинской автокефальной православной церкви, ее протоиерей...

Родился в селе Квитки (теперь Черкасщина) в семье художника-самоучки. Учился в Софийской духовной школе, Киевской духовной семинарии, музыкальном училище Русского музыкального общества и Музыкально-драматической школе Николая Лысенко. Жил и работал в Киеве, Белой Церкви, Тульчине, Тыврове, Олександровске- Грушевском, Голово-Русаве, Ямполе, Виннице и Веприке.

24 мая 1920 г. к директору Киевской консерватории Р. Глиера поступило обращение такого содержания: «Музыкально- хоровая секция Культурно-просветительского отдела Днепросоюза просит вас сделать аранжировку «Ще не вмерла Україна»: 1) для большого симфонического оркестра; 2) для хора в сопровождении оркестра; 3) для небольшого оркестра (народного хора). Сообщите, на каких условиях эти ваши произведения Днепросоюз мог бы приобрести в собственность для издания». И подпись — «Заведующий Музыкально-хоровой секцией Кирилл Стеценко». Это небольшое событие имело почти детективное развитие. А их тогда было немало...

1917—1920 годы — наиболее плодотворный период жизни Стеценко. А в декабре 20-го, вернувшись со своей капеллой из путешествия по Украине (роль летописца в ней блестяще исполнил Павло Тычина), композитор едет в село Веприк, что под Фастовом, и там, чтобы заработать на хлеб для семьи, на приглашение общины принимает парафию. Начинается его внутренняя эмиграция, в условиях голода, бездорожья, эпидемий и преследований — страдальческая и подвижническая жизнь: параллельно с работой священника он создал хор из сельской молодежи и в летний период вместе с хористами много путешествовал по окрестным селам, также прилагал немало усилий для деятельности драматического кружка. Веприк во времена пребывания в нем композитора стал своеобразным музыкальным и религиозным центром.

— Чтобы услышать наш хор, — рассказывал бывший хорист Сидор Семенович Скрипченко, — люди приходили из других сел. В воскресение в Веприк приезжало много людей. Утром слушали службу Божью в церкви Святой Прасковьи на родном языке, которую правил отец Кирилл, а во второй половине дня — выступление светского хора под руководством К. Стеценко или смотрели представление драматического кружка...

Он не дожил до своего сорокалетия 25 дней. Цвела весна, на Фастовщине свирепствовал тиф. Кирилл Григорьевич как священник исповедовал одного больного — и заразился сам. А вскоре Комслуж Киевского Губсоюза сообщила об отходе в вечность «наиболее выдающегося украинского композитора, лучшего друга, чистого сердцем и светлого душой человека — Кирилла Григорьевича Стеценко». Павло Тычина, который ездил прощаться с другом, впоследствии записал в своем дневнике, что похороны были очень громкими, собралось чрезвычайно много людей; плакали парафияне и даже дети... Похоронили К.Г. Стеценко неподалеку от церкви.

Репрессии уже захватили Украину. Осенью 1920 года большевиками была ликвидирована музыкально-хоровая секция при Днепросоюзе в Киеве, где успешно и плодотворно работал Стеценко. И кто знает, что было бы с гениальным мастером, если бы не его смерть. Кстати, Веприк среди всех окрестных сел района потерпел больше всего от репрессий — власть «подчищала территорию» здесь особенно тщательно...

Пройдет еще одно десятилетие, и имя человека мирового значения, светоча нашей культуры будет вычеркнуто из народной памяти, из музыкальной истории. Почему? Причин несколько. Кирилл Стеценко был украинским патриотом, священником, писал духовную музыку, к тому же на слова Николая Вороного, Спиридона Черкасенко, Александра Олеся и других — то есть, тех авторов, которые в «свободной стране рабочих и крестьян» в то время были запрещены...

Только после смерти Сталина началось возрождение: 10 мая 1956 г. на могиле Стеценко установили плиту и прошло масштабное мероприятие по увековечению его памяти. Первая экспозиция, посвященная жизни и творчеству Кирилла Стеценко, располагалась в сельском медпункте (ее собрал Владимир Иванович Косовский, общественный деятель, поэт-патриот и медик. Он вернулся из многолетней ссылки как участник ОУН). Кстати, этот фельдшерско-акушерский пункт был в то время признан лучшим в бывшем СССР, и именно это позволило Косовскому разместить в нем уникальные экспонаты.

В 1969 г. для экспозиции выделили отдельную комнату в сельском Доме культуры. Ее, среди других, посещал Иван Макарович Гончар и, создавая музей в Киеве, во многом помог В. Косовскому в сборе документов, личных вещей и фотографий, связанных с биографией Кирилла Григорьевича (бюст композитора работы И. Гончара (1966 г.) находится теперь в мемориальной комнате музея).

В мае 1982 года, к 100-летию со дня рождения композитора, был открыт Мемориальный музей-усадьба К. Стеценко: по инициативе В. Косовского, который занимал должность старшего научного сотрудника и до последнего дня жизни был предан своему делу, вместо старой деревянной избы построили новое здание (относительно соблюдения ее первичного вида консультировал сын композитора Вадим Кириллович). Сначала музей работал на общественных началах, а с января 1990 г. начал действовать как государственное учреждение на правах отдела Белоцерковского краеведческого музея. В 97-ом перешел в коммунальную собственность Фастовского района, а в прошлом году получил статус областного. На сегодня Веприцкий мемориал включает в себя избу-музей и могилы Кирилла Стеценко и его жены Евгении Антоновны (1885— 1958 гг.).

В 70-ом на могиле композитора установлен гранитный памятник работы известного скульптора Галины Кальченко, а на могиле его жены — надгробная плита. Фасад самого музея украшает бронзовый барельеф композитора, выполненный почитателем его таланта скульптором Анатолием Древецким, лауреатом литературно-творческой премии им. В. Косовского.

В шести комнатах музея представлено много ценных экспонатов по тематике: дирижерско-хоровая, концертная, педагогическая и композиторская деятельность К. Стеценко. Хранятся и некоторые личные вещи, в частности, на кухне стоит большой стол, который изготовил сам Кирилл Григорьевич. За столом сидели дети, которых он учил у себя дома нотной грамоте. Есть и старая кровать, которая слышала последний предсмертный вздох большого жизнелюба, а также подсвечник, иконы, портрет Т. Шевченко...

Многочисленные нотные издания открывают нам неутомимого труженика на ниве родной культуры. Среди них наиболее полный — пятитомник К. Стеценко, изданный в 1964—1966 гг. в Киеве. Два его тома украшают дарственные надписи дочери Анастасии и сына Вадима.

На сегодняшний день уже есть большая школа стеценкознавцев и немало литературы о Кирилле Григорьевиче. Изумление и восторг этим неординарным человеком доносят до нас слова современника и верного друга Стеценко, известного всему миру дирижера и композитора Александра Кошица: «Творчество того гения (К. Стеценко) я люблю безумно. Наилучшим произведением его считаю «Панихиду», которую не только видел, но и слышал под управлением самого автора в Киеве. Она полна нашей панахидной поэзии тихого кладбища... Ту «Панихиду» хочется петь, как песню, столько там родного, человечного, обычно-необычного... Замечательно!»

Основатель музея Владимир Косовский, прах которого покоится рядом с могилой Кирилла Стеценко, мудро и дальновидно воспитал себе смену (после него музейное хозяйство ведет его ученица Валентина Антоновна Умрик). Она прикладывает максимум усилий для увековечения памяти выдающегося композитора и пропагандирования его музыкальных и хоровых произведений. В Фастовском районе ко дню рождения К. Стеценко основан праздник «Песенные звоны», который уже стал традиционным.

К 126-й годовщине со дня рождения композитора, музей провел научно-практическую конференцию «Забытые страницы биографии К.Г. Стеценко». Среди выступающих были не только опытные музейные работники из Киева и области, краеведы, а и братья по духу Кирилла Григорьевича: дирижер Иван Гамкало, композитор Виталий Кирейко и другие добавили к портрету Стеценко различные краски и тона. Ныне прекрасная музыка маэстро звучит не только в Украине, а и за ее пределами; однако, к сожалению, немало блестящих произведений художника еще не известны широкому кругу слушателей...

СПРАВКА «Дня»

Кирилл СТЕЦЕНКО (1882 — 1922 гг.). Выдающийся украинский композитор, музыкально-общественный деятель. Автор опер «Полонянка», «Кармелюк», «Іфігенія в Тавриді» и четырех детских опер, кантат, музыки к спектаклям «Сватання на Гончарівці», «Гайдамаки», «Про що тирса шелестіла», сольных произведений. Лучшие хоровые произведения — «Сон», «Веснонько-весно», кантаты «Шевченкові», «Єднаймося» — вошли в сокровищницу украинской классической музыки

Наталья ПОКЛАД, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ