Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Концерт под... взрывы гранат

Национальный симфонический оркестр под руководством Владимира Сиренко заставил слушателей прослезиться
24 января, 2014 - 12:20
ДИРИЖЕР СИРЕНКО — ТАЛАНТЛИВЫЙ И ХАРИЗМАТИЧНЫЙ ЛИДЕР / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Программа вечера оказалась поразительно прозорливой и злободневной (хотя  главный дирижер Национального симфонического оркестра Украины Владимир Сиренко внес ее в буклет филармонии год назад), особенно два симфонических полотна: «Карпатский концерт» Мирослава Скорика и Симфония №11 «1905 год» Дмитрия Шостаковича...

Знаменитая «Мелодия» ля минор Скорика из кинофильма «Высокий перевал» стала своеобразной визитной карточкой украинской новой музыки в мире.  Но масштабный Карпатский концерт 1972 года — безусловно, одно из лучших и популярных симфонических полотен композитора.

Опус сочетает стихию гуцульского танца и джаза. Автор говорит, что не знает, где заканчиваются карпатские фольклорные мотивы и начинаются «американские». «Мне тяжело разделить их в целостной партитуре произведения», — признается  Скорик. Он наслаждается игрой гармонических и оркестровых красок, буйством ритмов, резкими контрастами динамики и звучанием разных групп оркестра, как подлинный эпикуреец. И публика наградила композитора, присутствовавшего на исполнении, овациями.

Затем пришел черед изысканным кружевам хрестоматийно-знаменитого 23-го концерта Ля мажор Моцарта. В сопровождении Национального симфонического его сыграл пианист Геннадий Демьянчук. Музыкант принадлежит к среднему поколению украинских исполнителей, гастролирующий солист, преподаватель Черниговского музыкального училища им. Л. Ревуцкого и НМАУ им. П.Чайковского. Оркестр звучал весьма тонко, чутко следовал изгибам моцартовской партитуры и интерпретационным поворотам солиста. В финале произошел заметный «сдвиг» темпа, значительное ускорение к коде, что придало музыке современность и свежесть. Единственного ударного инструмента той эпохи — литавра — в моцартовской партитуре нет. Но их весьма активно имитировали доносившиеся с улицы взрывы (здание филармонии находится рядом с эпицентром противостояния митингующих и  беркутовцев на ул. Грушевского).

Кульминацией вечера стало исполнение монументального полотна — Симфонии №11 «1905 год» соль минор Дмитрия Шостаковича. Напомним, композитор  на момент ее написания в 1957 году был в опале. Он обратился к теме: личность и власть, человек и силы тирании, ему противостоящие. И скорбь по безвинно погибшим... Исполненная в Москве 30 октября 1957 года под управлением Натана Рахлина, симфония, впервые после Первой, вызвала единодушное одобрение критики. Шостакович «был прощен»...

Четыре части следуют одна за другой без перерыва, каждая имеет программный подзаголовок. Первая — «Дворцовая площадь». Поразительно впечатляюща созданная Шостаковичем звуковая картина мертвящей, бездушной поземки над камнями пустынной площади... Вторая часть — «Девятое января». Музыка рисует народное шествие, мольбы, стенания раненых, ужасное побоище... Затем «Вечная память» — реквием по погибшим. Финал — «Набат» — картина народного гнева.

Впервые в симфонии композитор широко использовал цитатный материал, строя на нем монументальное симфоническое полотно. В основе его — русские революционные песни. В Колонном зале публика собралась грамотная, подготовленная. Во время пауз стояла напряженная, звенящая тишина. Успех обеспечило  единодушие артистов и дирижера. Струнные и деревянные духовые показали замечательный ансамбль, порадовали красивым звуком.

Оркестр буквально «проговаривал» тексты песен: «Как дело измены, как совесть тирана», «Вы жертвою пали в борьбе роковой», «Обнажите головы»...

Дирижер Сиренко — талантливый, харизматичный лидер. В музыке, какой великой она бы не была, интерпретатор не может выразить то, чего нет в его собственной натуре. В исполнении 11-й Шостаковича произошло творческое, органичное слияние композиторского гения и личности украинского маэстро.

Музыканты дышали в унисон с дирижером, который вместе с автором переживал то светлую печаль, то достигал высокого трагизма. Слушатели стали свидетелями выдающегося исполнения, прикоснулись к подлинному искусству, а многие зрители прослезились...

На следующее утро оркестр вместе с маэстро В.Сиренко, пианистом Г. Демьянчуком отправились в поездку на Запад. По дороге в Австрию музыканты выступили в Луцке, а на обратном пути сыграли в Ровно. Конечно, не менее важным для него стало выступление в главном филармоническом зале Bruсknerhaus города Линца.  А еще в планах на этот сезон февральский ІІІ Международный конкурс молодых дирижеров им. Стефана  Турчака, выступление во Дворце «Украина» в концерте памяти украинско-американской певицы Квитки Цисык, конкурсе Горовица (апрель — май), майском Международном фестивале «Киевская весна», ХХIV фестивале «Музыкальные премьеры сезона», традиционные аккомпанементы студентам Летней музыкальной академии в Мариинском парке. А также впереди у меломанов еще  десяток интересных концертов, в которых примет участие самобытный и очень талантливый творческий коллектив.

Ольга КИЗЛОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ