ЗВЕЗДЫ И ЗВЕЗДОЧКИ
Юрий Абрамович, президент Международного благотворительного фонда конкурса Владимира Горовица и генеральный директор Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица напомнил, что из-за сложной ситуации в Украине в 2014—2015 годах Конкурс Горовица дважды переносили, и даже стоял вопрос быть или не быть этому престижному соревнованию в нашей стране (это единственный в Украине конкурс, который с 2004 г. является членом Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (WFIMC), которая по своему статусу приравнивается к таким организациям как Олимпийский комитет, ФИФА, ЮНЕСКО, ВОЗ). Сегодня можно сказать, черные дни позади. Дирекция конкурса приняла решение о проведении XI Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица («Горовиц-Дебют», «Младшая» и «Средняя» группы) с 20 апреля по 4 мая. Заявки подали около 200 чел., а отобрали 77 пианистов из 10 стран. Вся украинская фортепианная школа будет широко представлена юными талантами! Соревноваться музыканты будут в зале Дома ученых (там прекрасная акустика), а награждение лауреатов и дипломатов и финальный концерт победителей состоится в Национальной филармонии.
Жюри в «Средней группе» возглавит Александр Злотник, известный композитор, ректор Киевского института музыки им. Р. М. Глиера, а в «Младшей группе» и «Горовиц-Дебют» председателем будет Валерий Козлов, профессор по классу фортепиано Национальной музыкальной академии Украины. Как признается Ю. Зильберман, «Горовиц-Дебют» — самый любимый его конкурс, т.к. тут рождаются новые имена, юные пианисты-звездочки.
— У юных музыкантов в 11-12 лет только начинает формироваться их творческое «я», они учатся выступать перед публикой, набираются опыта соревнования, оттачивают техничность игры на фортепиано, а главное юные пианисты подкупают своей непосредственностью, — считает Ю. ЗИЛЬБЕРМАН. — Конкурс пройдет в трех турах. Лучшие из лучших (в третьем туре) выступят с симфоническим оркестром, а дирижировать будут известные маэстро — Владимир Сиренко, Николай Дядюра и Виталий Протасов.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Кстати, кроме денежной составляющей (например, за первое место в «Средней группе» — 5 тыс. долларов, а в «Младшей» — $2000) победители получают возможность выступать в престижных залах в Украине и за рубежом.
Члены жюри в первом туре просто говорят — «да» или «нет», во втором — выставляют баллы в своих блокнотах, а потом каждый дает свой вердикт — проходит ли конкурсант в третий тур или нет. Кстати, члены судейской бригады не обсуждают между собой участников, не допускается, чтобы во время конкурса к жюри подходили посторонние. А вот после третьего тура уже идет скрупулезный математический подсчет баллов (на основе Положения о конкурсе), все голосуют, определяя лауреатов и дипломатов, отмечая пианистов различными специальными призами.
25 апреля выступит победитель «Горовиц-Дебюта» вместе с Симфоническим оркестром Национальной филармонии. А затем сыграет Антоний Баришевский — ныне солист Филармонии, лауреат многих престижных международных конкурсов, который свой звездный путь начинал у нас.
2 мая пианисты из «Младшей группы» выступят с Национальным симфонический оркестром Украины (дирижер В. Сиренко); 3 и 4 мая конкурсанты «Средней группы» — с музыкантами Филармонического оркестра (дирижер Н. Дядюра). Газета «День» выступит информационным партером конкурса.
«ГОРОВИЦ БЫЛ МНЕ КАК БРАТ...»
Юрий Абрамович знает о Горовице все! Почти все. Он автор шести книг, посвященных жизни и творчеству легендарного музыканта. На днях в издательстве «Клякса» вышла новинка — «Горовиц был мне, как брат...» (письма Натана Мильштена Владимиру Горовицу: от повседневной жизни к творчеству). Эта монография открывает нам мир двух выдающихся музыкантов ХХ века — скрипача и пианиста, дружба которых продолжалась 68 лет!
— В Йельском университете сохраняется архив великих музыкантов Америки, — напоминает Ю. Зильберман. — Там среди писем, которые были направлены Владимиру Самойловичу Горовицу, есть 18 раритетов от Натана Мироновича Мильштейна (10 писем, 7 телеграмм и одна открытка). Я давно хотел познакомиться с этими материалами. Кстати, чтобы попасть в этот архив нужно предоставить две рекомендации известных людей США. Все, что тебе нужно можно копировать, и стоит это совсем не дорого. Меня заинтересовала многолетняя дружба двух знаменитостей. Они познакомились в 1921 г. в Киеве (ул. Большая Житомирская, 10). Тогда в гостях у семьи Горовиц находились легендарные музыканты С.Тарновский, С.Блуменфельд и Г.Нейгауз. После ужина дети ушли в свою комнату и когда Володя начал играть на фортепиано то, как вспоминал Мильштейн, «между нами произошла химическая реакция» — зародилась дружба и симпатия. Затем четыре года (с 1922 по 1925) они вместе выступали с концертами по Украине, России, Беларуси, Грузии... и везде им сопутствовал большой успех. Дружба Володи и Натана продолжалась до смерти Горовица в 1989 г.
Напомню, Владимир был вундеркиндом. Он поступил в консерваторию, когда ему было... десять лет. Первые шаги в музыке делал вместе с матерью, которая считала, что сын станет композитором или преподавателем музыки (по этой стезе пошли его братья и сестра). Володя поступил в класс Владимира Пухальского, часами просиживал за инструментом.
В 20 лет Володя стал выступать с концертами. Он триумфально дебютировал в 1922 г. в Харькове. Его виртуозное владение инструментом восхищало публику. Затем концертировал совместно со скрипачом Н.Мильштейном по городам советской России. Кстати, Мильштейн считается одним из крупнейших представителей классической скрипичной школы XX века. Натан обладал совершенной техникой исполнения, хорошим чувством формы и стиля, достигая особого, тёплого и искреннего звучания скрипки. А Горовица музыкальные критики стали называть «новым Листом». Слушателям казалось будь-то пианист не просто играет, а словно дышит музыкой! Публика рукоплескала, а в прессе писали, что взошла новая звезда (рецензию «Музыканты революции» в «Известиях» за 12.12.1922 г. написал А. Углов — под этим псевдонимом печатался Народный комиссар просвещения А.Луначарский).
Знаете, изучая документы, у меня создалось впечатление, что Ванда Горовиц-Тосканини, жена пианиста, уничтожила абсолютно все, что по ее мнению могло унизить величие «последнего романтика ХХ века». Благодаря воспоминаниям Н.Мильштена, мы знаем, что Владимир не только переписывался с родней, но и финансово помогал, посылал посылки. Нет данных и о встрече Владимира с отцом в Париже. Дело в том, что в 1930-м арестовали брата Горовица — Григория и он три года отсидел на Соловках... В том же году умерла мама Владимира Софья Горовиц. В архиве нет об этих событиях ни строчки! Есть программки концертов, фотографии, письма импресарио, даже счета гостиниц, а вот о трагедии семьи — ничего...
Поэтому я решил тщательнее покопаться в документах и прокомментировать письма Н.Мильштена к В.Горовицу. Так родилась эта книга. Несколько раз я ездил в Одессу, нашел в архивах интересные факты о Натане, его учителях, а еще выяснилось, что и Володя и Натан изменили себе даты рождения, чтобы их не забрали в армию, но о пианисте мы знали (еще 1990 г. была опубликована копия свидетельства о рождении, где значился 1903 год, а не 1904!), а вот Натан Мильштейн умудрился «приписать себе аж два года (он родился, как выяснилось в 1902 году).
В 1942 г., находясь в Вашингтоне, Мильштейн, прислал письмо Володе, делясь впечатлениями о Седьмой симфонии Д.Шостаковича (дирижировал А. Тосканини) и предлагал Горовицу дать вместе с Рахманиновым концерт, чтобы собрать средства для нужд армии, ведь тогда пылала Вторая мировая война. Благотворительный концерт состоялся 23.04.1943 г. в Карнеги-Холле и собрал 10 млн. 941 тыс. долларов! В моей книге можно увидеть газетное объявление в «Нью-Йорк Таймс». Вдумайтесь — собрана колоссальная сумма (а на сегодняшний день это почти миллиард) — в истории такого не было! Кстати, Горовиц играл вместе с Тосканини (Рахманов в ту пору уже умер)....
Так родилась книга «Горовиц был мне, как брат...», хотя главной я считаю монографию «Семь очерков о Владимире Горовице, которая вышла в 2011 г. Знаете, для меня важно, чтобы сведения о маэстро не искажались. Напомню о Горовице написаны три монографии на английском языке — Г.Пласкин «Жизнь Горовица» (1981 г.), Г. Шонберг «Горовиц: жизнь и музыка « (1992 г. ) и «Вечера с Горовицем» Д. Дюбаля (кстати, последний приезжал в Киев в 2001 г. и был членом жюри нашего конкурса). Мою книжку можно назвать возвращением истины и исправлением ошибок. В ней можно увидеть уникальные фотографии, которые ранее не печатались: семьи Горовица, его жены, дочери, тестя, коллег пианиста, семью Натана Мильштейна, метрики его братьев и сестры, личное дело «студента Н.Мильштейна и др.
«ВРЕМЯ НЕ ОСТАНОВИЛОСЬ ДЛЯ ГОРОВИЦА»
«Он вернулся!» — такими заголовками пестрели газеты и в 1965 году, когда пресс-секретарь Горовица объявил, что пианист снова выйдет на сцену. Люди сутки стояли в очереди за билетами: за эти долгие годы молчания его не забыли. «Время не остановилось для Горовица за те двенадцать лет, что прошли со дня его последнего публичного выступления, — писал критик из одного нью-йоркского журнала. — Ослепительный блеск его техники, неправдоподобная сила и интенсивность исполнения, фантазия и красочная палитра — все это сохранилось нетронутым. Но вместе с тем в его игре появилось, так сказать, новое измерение... Его можно назвать музыкальной зрелостью»...
Напомню, свою последнюю пластинку В.Горовиц записал за несколько дней до смерти. 5 ноября 1989 года его не стало. Последним пристанищем музыканта стал фамильный склеп Тосканини в Милане. Так завершился почти 70-летний музыкальный марафон великого музыканта ... В бывшем СССР пять десятилетний его имя было под табу! На родину в Киев он вернулся в памяти людей в 1995 году, когда был организован Международный конкурс молодых пианистов памяти знаменитого маэстро.