Штормовое предупреждение впервые поступило от японцев. Бурное развитие индустрии развлечений, приоритет культуры во всех экономических начинаниях, культурное самоосознание нации — составляющие стратегии борьбы за победу бренда «Республика Корея» в своем регионе. Корейцы шутят: как различить японца, корейца, китайца? Японцы в любую жару остаются в пиджаке и галстуке, кореец снимет пиджак и ослабит галстук, китаец снимет все лишнее. В магазинах, ослепляющих обилием версач, карденов и кензо, булгари и гучч, тисотов, ролексов и картье, продавцы величаво объясняют, что это не какая-нибудь китайская подделка, а искуссная корейская копия.
Проехав почти тысячу километров по многополосным трассам с длиннющими тоннелями, мы не увидели необработанной земли. Каскадные поля с накопительной системой орошения (сезон дождей длится с июня до начала августа), огромное количество теплиц (притом, что летом средняя температура 30 градусов Цельсия), а там где уже совсем трудно что-либо выращивать, раскидываются изумрудные ковры полей для гольфа. Игра эта настолько популярна, что один из телеканалов круглосуточно демонстрирует лучшие партии со всего мира.
Городской транспорт — вызов Европе. Мне казалось, что нет ничего выше цюрихских трамваев до секунды точных в расписании. Сеульское метро — стартовая дорожка к космическим путешествиям: широкие вагоны с возможностью сквозного прохода, экраны, дисплеи, таблицы. Каждая линия и каждая станция имеют номер, цвет, название на корейском и английском языках. Лифты, эскалаторы и везде зеркально-стерильные полы, чтобы не волноваться, если детям захочется на них поиграть. При этом на земле за вами следят таксисты — в черных машинах а-ля лимузин и белых типа «Lanos» (вдвое дешевле, но на уровне киевских цен). Правда, таблички «говорим по-английски» преувеличение там и там.
Буквально цепляются за деревья уличные хавчики — там достают из холодильника кусочки рыбы, куриные пупки, овощи и все жарят на ваших глазах. Скамейка, стол, алюминиевая посуда. Еще держатся дешевые столовки национальной пищи. В меню 5—7 блюд, каждое ценой всего $5, очень тесно, зато море радушия. Их вытесняют европеизированные рестораны и кафе. А на смену корейской водке «судзю», крепостью 20 градусов, емкостью 250 грамм — одна бутылка — два дня веселья, приходит виски. Хотя ничего ближе нашей перцовой на меду для почитателей «кимчи» (капуста с красным перцем — обязательная и неотъемлемая составляющая любой трапезы) пожалуй, и не найдешь. Вот бездонная ниша потребления. Но что же взамен кроме этого божественного напитка или просто за деньги можно получить от Кореи? Скупать научные открытия и технологии, как японцы, там пока не могут, клепать дешевку в планетарном масштабе, как китайцы, не хотят. При этом держат 70 процентов рынка компьютерных игр. Присмотритесь — ваши дети их активные потребители уже сейчас и еще более активные в будущем, но уже не только игр. Развлечения для корейцев, имеющих пять дней отпуска в году и постоянно для всех ненормированный рабочий день — заслуженная награда. Но чтобы увеличить рынок потребления, надо сделать для остальных развлечение способом существования. В Корее готовы очень много делать для того, чтобы потребители их труда ничего не делали. Всемогущий «Samsung» предлагает модель дома будущего. Хозяйка на дисплее видит картинку имеющихся в холодильнике продуктов, потом блюда, которые можно из них приготовить, потом — последовательность действий хозяйки. Плита пригласит в момент готовности. На дисплее все имеющиеся в гардеробе вещи. Ваше настроение вычисляется от прикосновения пальца. На экране несколько предложений комбинаций одежды и аксессуаров. Шкаф выдает из разных секций вами избранное. О возможностях крышки унитаза и его самого надо писать отдельно, ибо писать в него, что поэму о себе писать.
В отличие от японцев, ставящих себя выше потребителей их товаров, и китайцев, усмехающихся своими подделками над достижениями европейцев, тайное оружие Кореи состоит в том, что она пытается наладить гармоничный диалог с потребителем, продемонстрировать способность адаптироваться, не утратив своей самости, не быть себе на уме, корча улыбку понимания, а быть естественно открытой и закрытой одновременно. Конфуций в Корее популярней, чем на своей родине, и его афоризм «когда я бросаю камень в воду, неизменно попадаю в самый центр расходящихся от него кругов» вполне характеризует ситуацию. Только на шестой год участия Республики Корея в фестивале «Киев Травневий» к нам приехал современный молодежный коллектив «Дудрок». В оперетте аншлаг, как на гастролях Таганки 20 лет назад. Я был убежден до этого, что корейское искусство по аналогии с нашим ансамблем Вирского прекрасно и неизменно. Таким образом, волнения соседей по поводу культурной экспансии имеют основания. Танцевальный спектакль «Балерина полюбила Би- боя» — то есть парня, увлекающегося брейк-дансом, — после приглашения на Бродвей умножается еще на три состава — для Сеула, по Корее и по Азии. Ни балетмейстер, ни режиссер, а как он сам говорит о себе, человек, знающий, что надо публике, Мун Ючеол, выкупив здание на 400 зрителей, приступает к постройке нового театра на 1000 мест. Без поддержки государства, но с ценой билета для студентов — $80.
Москва уступает Сеулу в списке самых дорогих городов мира, хотя — благодаря попаданию в него — увеличила на 20% приток иностранных туристов. А билеты в московские театры подешевле. Возможно потому, что всем нам, из Советов вылезшим и к остаточному финансированию культуры привыкшим, не понять, что сначала стыковка аур, приятие мелодий, ритмов, красок, радость взаимного восхищения, и уже потом обмен товарами и услугами.
Корея — страна многовековых традиций и технологий будущего. Приезжая к местам встреч многократно, на короткой дистанции от транспорта до входных дверей, успев вспотеть до неприличной влажности одежды, я, шутя, назвал Корею «страной автобусной прохлады и магазинной росы». И, действительно, капелька стекает из глаз и водопад по спине, когда осознаешь трудовой потенциал, решимость и определенность цели великого народа. На этой пафосной интонации стоило бы и закончить, если бы не знать…
Если бы не знать, что год Посольство Украины в Корее было без посла и активы прошлых лет практически усохли. Да и нетрудно понять украинского дипломата, который с зарплатой, как везде, должен жить в городе, где один килограмм картошки стоит три доллара.
Если бы не знать, что премьер-министр Кореи провозгласила курс активной поддержки корейской диаспоры, совсем немалой в Украине.
Если бы не знать, что правительство Кореи за свой счет и благодаря усилиям жены посла Узбекистана сделало дорогостоящие операции на сердце узбекским детям и открыто к такого рода помощи для детей всех стран.
Если бы не знать…
Мы живем в юной стране и должны быть молодыми независимо от возраста. Весь опыт мира сегодняшнего должен стать нашим достоянием. Только бы расшевелить болото самовосхищений, поднять из недр нетленности души украинской планетарную любовь и космическое мышление. И да никого не устрашит волна украинской всемирности, волна вольноразумия, шторм понимания, приятия, любви.