Основанный на реальных событиях фильм «Жива», который рассказывает о жизни связной УПА Анны Попович, получил одобрительные отзывы, а также хорошую прокатную историю в Украине. Однако, как выяснилось, команда картины уже начала работу над новым еще более масштабным проектом — лентой о короле Волыни и Галича Даниле. На днях был представлен официальный тизер, а сам фильм зрители должны увидеть весной 2018 года. О балансе между историей и художественным домыслом, а также о том, как не только снимать, но и зарабатывать на фильмах в Украине, беседуем с режиссером Тарасом ХИМИЧЕМ.
«РУСЬ ДАНИЛА — СТРАНА, В КОТОРОЙ ХОТЕЛОСЬ ЖИТЬ МНОГИМ»
— Тарас, это уже второй ваш художественный фильм и опять же на историческую тематику. Думаете, в настоящий момент на нее есть общественный спрос?
— «Король Данило» — это не просто об истории, а прежде всего о среде. Собственно, «Жива» — это тоже не сугубо исторический фильм, а скорее картина о судьбе конкретного человека, о его борьбе за выживание. Но если он был ориентирован прежде всего на женскую аудиторию, то исторический боевик «Король Данило», безусловно, заинтересует и мужчин. Мне как режиссеру нравится работать со средой, с костюмами, словно переносишься во времени. Таким образом я лучше понимаю и героев. Мои документальные фильмы также посвящены истории, Первой и Второй мировым войнам.
Король Данило интересен мне как военный лидер. Он не из тех монархов, которые были увлечены только придворной жизнью. Это воин, державник. Его брат Василько также был воином. Я мог бы сосредоточиться только на истории их отношений, иногда достаточно конфликтных. Но меня интересует также королевство, тогдашняя Русь. Хотелось бы исправить тот стереотипный образ об этом государстве, который возник у нашего зрителя под влиянием старых исторических фильмов. Рядом с русичами там жили, например, китайцы, мавры, арабы. «Шелковый путь» формировал мультикультурную среду. Это было полноценное европейское государство, страна, в которой хотелось жить многим.
Мы не ставим себе в качестве цели документальную точность. Хотя сюжет будет разворачиваться вокруг определенных исторических фактов, останется место и для фантазии. Ведь это не запрещено!
— Известно, что об эпохе короля Данила осталось немного достоверных документальных свидетельств, даже относительно территорий, которые охватывало его государство, продолжаются споры. На какие материалы будете опираться вы?
— За основу мы взяли работы львовского историка Леонтия Войтовича. Примечательно, что он называет его королем Даниилом Романовичем, а не Данилом Галицким, как другие, и в целом предлагает свежий взгляд на эту эпоху. Еще задолго до начала работы над фильмом я также читал материалы о короле Даниле в газете «День».
Опираясь на научные материалы, будем стараться создать образ, более близкий современному зрителю. Например, имеем некоторые собственные идеи относительно одежды воинов королевства, в котором могли быть элементы византийских или западноевропейских военных костюмов. Когда мы представили тизер к фильму, сразу подверглись критике некоторых историков — мол, у наших героев современные прически и тому подобное. Кочевники для некоторых историков высматривают кое-что экзотичное, напоминают образы из компьютерной игры. Но, на мой взгляд, в художественном кино такой подход приемлем. Убежден, что здесь возможны разные авторские интерпретации.
«ВЫЗЫВАТЬ ДИСКУССИИ — ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ КИНО»
— По вашему мнению, почему для сегодняшней Украины важно иметь в своей истории короля и королевство?
— Король — это европейские ценности. Король Данило — это еще одно свидетельство того, что Украина является частью Европы, что здесь издавна существовали демократические традиции. Украина всегда шла «в ногу с Европой и только на определенный период отстала по объективным историческим причинам. Король Данило, который правил в XIII веке, свидетельствует о том, что Украина — не какое-то «молодое государство с 25-летней историей», как некоторые считают.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «КОРОЛЬ ДАНИЛО». БРАТ ДАНИЛА ВАСИЛЬКО — АКТЕР ЮРИЙ ВЫХОВАНЕЦ
Верю, что фильм заинтересует зрителей давней украинской историей, будет побуждать исследовать ее глубже. Ведь даже тизер вызвал активные споры — оценки как будущего фильма, так и самой фигуры короля Данила колеблются от позитивных к крайне негативным. Некоторые реакции и интерпретации не могут не удивлять. Но вызывать дискуссии — одна из функций кино.
В то же время, в отличие от сравнительно близких событий, древняя история не является потенциальной предпосылкой для конфликтов и внутренних расколов. Наоборот — интерес к ней может иметь объединительный, интеграционный эффект для общества. Напомню, что в состав Галицко-Волынского княжества (или как его еще называли, Русского королевства) входил и Киев. В массовом сознании это государство коррелирует преимущественно с Западной Украиной, с Галичем. Это не совсем правильно, потому что здесь речь идет больше о Волыни, а с Галичем Данило даже воевал. Об эпохе короля Данила существует немало клише, и фильм призван их разрушить.
Странно, что в Украине до сих пор не было картин на эти темы. Я вынашивал идею такого фильма уже давно. Теперь, когда наша команда набралась опыта, когда мы вышли со своим первым фильмом в прокат, появилась вера в собственные силы.
— Сюжет будет рассказывать обо всей истории жизни Данила или только об отдельных эпизодах его биографии?
— Очевидно, мы охватим лишь наиболее значимые периоды его жизни — приблизительно от 30 лет. Молодые годы будут вспоминаться в виде намеков, флешбеков. Фильм не будет сугубо биографическим. Из врагов, которых у Данила было много, будем выделять одного основного. Работа над сценарием и кастингом еще продолжается. Стремимся, чтобы картина получилась интересной, динамичной. Если «Жива» апеллирует прежде всего к эмоциям, то здесь будет больше экшена. Хотя в жизни Данила было немало печальных и драматичных моментов, мы будем акцентировать внимание на позитиве — на «победах», а не на «изменах».
Многое король Данило позаимствовал в Западной Европе. Он поощрял инновации, осуществил военную реформу, применял разнообразные новейшие технические средства. Выделялся даже внешне — его можно назвать одним из наиболее «модных» правителей тогдашней Европы. К слову, Русское войско выглядело тогда не очень опрятно, каждый одевал то, в чем ему удобнее. Чтобы не было путаницы и никто не пострадал от «дружественного огня», Данило впервые внедрил знаки отличия. Помните, как наши военные в 2014 году надевали специальные повязки?
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ УДЕШЕВИЛА ПРОЦЕСС КИНОПРОИЗВОДСТВА»
— Некоторые историки допускают, что мама короля Данила Анна была дочерью византийского императора Исаака ІІ Ангела. Будет ли этот факт отображен в фильме?
— Однозначно! Маму Данила уже можно увидеть в тизере. Кстати, она родила в очень молодом возрасте. Византийский сюжет в картине будет, ведь он интересен даже с сугубо визуальной стороны. Это как раз тот момент, когда можно дать волю фантазии. Западный кинематограф подсказывает, что такие вещи не стоит обходить вниманием.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «КОРОЛЬ ДАНИЛО». МАТЬ ДАНИЛА — АКТРИСА МИРОСЛАВА РАЧИНСКАЯ
Другой важный акцент — коронация Данила. В этом вопросе мы тесно сотрудничаем с историками. Тевтонский орден, который привез корону, нерасписанная церковь XII—XIII веков. Все это в фильме будет.
— Данило имел три столицы: Владимир, Галич и Холм. Сохранились ли в них архитектурные памятники того времени, которые можно было бы использовать для съемок?
— К сожалению, нет. Сегодня можем увидеть крепости XIV—XV века. XII—XIII век очень мало. Думаю, что мы будем частично воспроизводить архитектуру, в частности с помощью 3D графики. В то же время тогда было много деревянных зданий, и мы уже начали строительство такого городка. Ориентируемся на европейские образцы — некоторые здания сохранились, в частности, в Румынии и Германии. Это точно не будет похоже на московские «избы», которые почему-то часто можно увидеть в фильмах о той эпохе.
— Жанр исторического боевика, очевидно, предусматривает спецэффекты, масштабные батальные сцены. Есть ли в Украине для этого соответствующие технические условия?
— С этим проблем быть не должно. Мы уже наладили контакты с соответствующими каскадерскими организациями, которые раньше были привлечены, в частности, к западным проектам. В Украине есть все необходимое, вопрос только в финансировании. В кинобизнесе состоялась масштабная технологическая революция. Появилось много новинок, которые значительно удешевили процесс кинопроизводства. Для нашей команды это важный фактор, ведь еще пять-шесть лет тому назад нам пришлось бы искать намного больший бюджет.
Кроме того, опыт «Живої» показывает, что в Украине есть все возможности не только создавать кино, но и вернуть значительную часть средств. Из 150 кинотеатров наш фильм показали 22. Немного, ведь к дебютантам нет доверия. Но даже этого хватило, чтобы собрать более миллиона гривен за два уикенда. А прокатная история фильма еще не завершена — в частности, с 7 апреля «Живу» можно будет увидеть в Кейптауне. Также сотрудничаем с немецкими, австрийскими дистрибьюторами, переговоры продолжаются. Напомню, окончательный бюджет фильма составил 2,5 миллиона.