В Киеве в помещении Центрального дома офицеров ВСУ состоялась 14 церемония награждения победителей Международного литературного конкурса «Коронация слова». Поздравить победителей пришли десятки известных писателей, художников, музыкантов, издателей и читателей.
Лауреатом первой премии в номинации «Романы» стала писательница из Киева Татьяна Белимова. Наилучшим киносценарием признали произведение столичного автора Веры Мельник «Легенда про Сковороду», а в категории «Песенная лирика» победила поэтесса из Корсунь-Шевченковского Оксана Шеренгова. Также были определенные победители в номинациях «Пьесы», «Прозаические произведения для детей», «Пьесы для детей», «Киносценарии для детей». Десятки авторов получили специальные награды.
Именно «Коронация слова» в свое время дала старт популярности многих украинских писателей. Здесь начинали свой путь к читателю Ирена Роздобудько, Андрей Кокотюха, Люко Дашвар, Василь Шкляр и многие другие. Благодаря анонимности поданных на рассмотрение жюри произведений, победить имеет шансы даже начинающий. Неоднократно приобщалась «Коронация» и к возрождению отечественного кино. Так в 2012 году Игорь Письменный и Виктор Андриенко получили первую премию в номинации «Киносценарии для детей» за сценарий о жизни украинского силача Ивана Фирцака, а уже в следующем году вышел на экраны полнометражный фильм «Иван Сила». «Если бы не «Коронация слова», вряд ли мои произведения были бы опубликованы, — рассказывает Ирена Роздобудько, которая была лауреатом (2000, 2001) и победителем (2005) конкурса. — По моему мнению, не в последнюю очередь именно благодаря этому конкурсу украинская литература переживает сегодня новое возрождение. По-видимому, чуть ли не каждый ли из современных украинских писателей хотя бы раз принимал в нем участие. Конечно, не все они гениальны и со временем много «пены» отойдет, но таким образом удалось заполнить «черную дыру», которой стала украинская литература».
В то же время, большинство разговоров на протяжении вечера продолжалось вокруг событий в Крыму и на востоке страны, а Роман Невидомский даже представил рэп-композицию на эту тему. «Убеждена, что сегодня несмотря на сложную ситуацию в стране, писатели не должны сидеть без дела. — считает Ирена Роздобудько. — О себе скажу, черта с два какие-то боевики заставят меня замолчать! Все последние месяцы я путешествовала по Украине и смогла собственными глазами убедиться в том, что людям нужна литература — в Харькове и Одессе наши встречи собирали громадные залы! Мы и в самом деле имеем сегодня дело с культурной революцией».
Для победительницы этого года в наиболее престижной номинации «Романы» Татьяны Белимовой литература — это не только творчество, но и предмет научного исследования. Кандидат филологических наук, доцент кафедры украинского языка и литературы Института филологии и массовых коммуникаций университета «Украина» она читает студентам курсы «Современная украинская литература» и «Литература постмодернизма». В прошлом году Татьяна Белимова получила третью премию в номинации «Романы» за социальную драму «Киев.ua». Книгой сразу заинтересовались издатели. «Публиковать свои произведения я начала в Интернете, — рассказывает писательница. — Благодаря этому возник диалог с читателями — я могла видеть, что им нравится, а что — нет. «Свободный мир» — мой второй роман, до этого писала лишь новеллистику. Произведение охватывает события на протяжении свыше 50 лет — со времен Второй мировой войны и почти до наших дней. Речь идет о двух семьях — сельской и жителей Киева. Судьбы мужчин из этих семей переплетаются, они оба попадают во время войны в Германию и оказываются перед выбором — возвращаться в Украину или нет. Весь сюжет основан на реальных событиях. Один из героев — брат моей бабушки. Он горел в танке, был контужен, попал в «Дахау», а после того, как его освободили американцы, эмигрировал в Австралию. Другой персонаж — дедушка моего мужа. У него была очень тяжелая жизнь — пережил Голодомор, во время войны попал в Германию остарбайтером. Сегодня дедушке 92 года. Имею восемь часов записей наших с ним разговоров. Очень долго их расшифровывала, анализировала — некоторые части воспроизвела дословно».
Впрочем, как выяснилось, в этом году «Коронация слова» могла и не состояться. «У нас была дискуссия, относительно того, следует ли проводить церемонию награждения в это трудное время, — рассказывает основатель конкурса Юрий Логуш. — То, что видим сегодня на востоке, уже когда-то происходило в Украине — в 1920-22 годах, когда банды с красными флагами, приехавшие из России, убивали людей. Тогда в Старых Санжарах Полтавской области застрелили моего деда... Сейчас Россия уже в третий раз в своей истории пытается отстроить империю на костях украинцев. Я не знаю, встретимся ли мы с вами в Киеве через год. Возможно, это будет Житомир или Львов, не дай Боже Прага, Краков или Варшава. Но я бы хотел, чтобы в следующий раз мы провели «Коронацию слова» в Луганске или Донецке. А еще впоследствии, надеюсь, мы сможем сделать это на Кубани — мы же должны не только защищаться, но и переходить в наступление. На протяжении нашей истории сотни писателей были уничтожены за то, что они писали по-украински и для украинцев. Я хотел бы, чтобы в следующем году в произведениях конкурсантов появились не только Майдан и Небесная сотня, но и творцы «расстрелянного возрождения», ведь как раз сто лет назад, с началом Первой мировой войны и зародилось это движение. Несмотря на все трудности, мы решили таки отметить новых украинских авторов — пусть конкурс станет для них «крещением в бою» и поощрением к новым творческим поискам».