О вере, надежде и любви к театру
Недавно актриса Валентина Галл-Савальская, которая всю творческую жизнь проработала на сцене Херсонского академического украинского музыкально-драматического театра им. М. Кулиша, отпраздновала юбилей. Ее творческая судьба — блестящий пример профессионального восхождения на вершины театрального искусства, образец незаурядного актерского мастерства. Об актрисе критика писала, что она «имеет то, без чего немыслимо творчество — работоспособность, настойчивость, смелость, постоянный поиск нового». Именно эти качества помогли создать незабываемые замечательные образы. Галл-Савальская была выразительной и убедительной в ролях: сельской девушки Татьяны («У неділю рано зілля копала» по О. Кобылянской), певицы Рейзе («Мандрівні зорі» по Шолом-Алейхему), Мавки («Лісова пісня» Леси Украинки), Харитины («Наймичка» И. Карпенко-Карого), а еще непревзойденной Ханумой, Софиею в «Свадьбе в Малиновке», фрау Петерс в спектакле («Перед заходом сонця». В целом, Валентина Галл-Савальская сыграла более 150 ролей — это портретная галерея женщин, в судьбе которых господствуют вера, надежда и любовь. Ее героини оставили неизгладимые впечатления, женские образы рассказывали о сложных долях, поражали темпераментом, страстью и светлой нежностью. Пани Галл-Савальскую поэтически называли «легендой Карпатских гор» и «Чайкой сценической жизни». И хотя течение времени не остановишь, но чудесный творческий мир театра, словно отголосок волшебного пения, летних лучей, остается всегда, пишет Александра НЕВСКАЯ.
Тоталитаризм без идеологической ретуши
Об искусстве эпохи тоталитаризма и соцреалистическом методе писали отечественные и зарубежные искусствоведы Игорь Голомшток, Борис Гройс, Анатолий Морозов, Борис Лобановский. Ряд киевских арт-галерей занимался формированием своих коллекций, в первую очередь, из произведений художников-соцреалистов. Мода на эту живопись переживала свой бум на Западе. Однако в конце 1990-х еще не происходило полного переосмысления соцреалистического метода как одной из разновидностей массовой культуры — об этом можно прочесть в сборнике «Studia Sovietica. Ідеологічні та естетичні стратегії соцреалізму» (издание Института литературы им. Т. Шевченко НАН Украины). В книге переосмысляется мифологический аспект соцреализма, выработавшего особый тип нового культурного героя, завоевавшего «одну шестую часть суши», именовавшуюся СССР. Среди статей сборника особый интерес вызывают «Соціалістичний реалізм — творчий метод чи ідеологічний інструмент» Миколы Жулинского, «Метаморфозы соцреализма: советский дискурс в современной интерпретации» Натальи Полтавцевой, «Міфічний світ тоталітаризму (збірки Максима Рильського 1930-х років)» Валентины Хархун, «Фрагменти буття українських письменників: 1956—1960-ті роки» Наталки Лысенко, сообщает Анна ЛОБАНОВСКАЯ.
«Укрытие» из... цветов
В киевской галерее «ART народная галерея» (в «Глобусе») группа художников «Стронций-90» — Татьяна Чеброва, Валерий Голейко и Алексей Бреус представили первую часть международного эко-арт-проекта «SIP. Защитные цветы», призванного привлечь внимание к проблемам Чернобыля. А в ближайших их планах — сооружение макета укрытия над чернобыльским саркофагом, который будет украшен рисунками цветов, собранных со всего мира. Под таким «укрытием» пройдет выставка, которая откроется в следующем году и будет приурочена к 25-летию катастрофы на ЧАЭС. Ныне можно увидеть первые пять метров панно, на котором закреплены рисунки, фотографии и коллажи цветов, присланные из разных стран мира. Также художники выставили: чернобыльскую «колыбель» — противогаз, разработанный специально для младенцев; картины из цикла «Евангелие от Чернобыля» Алексея Бреуса, в прошлом оператора 4-го блока ЧАЭС (чудом выжившего и ныне ставшего художником); «Люди-храмы» Валерия Голейко (он десять лет сознательно живет без электричества в квартире на Троещине); «Прабабочки» Татьяны Чебровой, занесенной в «Книгу рекордов Украины-2007» за проект «Бабочки в животе». Принять участие в проекте «SIP. Защитные цветы» может каждый, кто пришлет свой рисунок, коллаж или фото цветка по адресу: [email protected], сообщает Анна ЛОБАНОВСКАЯ, фото автора.
Мечтательницы и узницы «золотых клеток»
Персональная выставка Сергея Новикова в галерее «Грифон» — пространство изысканности, даже рафинированности. Впрочем, свои портреты и пейзажи харьковский художник создает все же разными способами. В портретах пространство (и чуть ли не реальность) конструируется почти по спецзаказу — в зависимости от вкуса и желания модели (тут, впрочем, есть свои варианты — образ, в котором пожелала быть изображенной модель, образ, в котором эту модель увидел художник и т. д.). Впрочем, все героини Сергея Новикова — прекрасные дамы и немного — узницы золотых клеток, эстетки и мечтательницы. В остальном же выбор практически не ограничен — «Черно-белая зима», «Бабочка», «Золотые попугаи», «Чашка кофе», даже «Компьютер», а то и просто — «Солнце» и «Мальвы». В пейзажах все иначе. Тут тоже есть сказочная романтика («Вечерние огни»), абсолютная гармония («Спокойствие»), утонченные краски («Овраг», «Зимка», «На кордоне», «Затон»). Но все это — реальность, узнаваемая и несомненная, просто — преображенная поэзией, сообщает Оксана ЛАМОНОВА, фото автора.