«Украинский портрет»
Так называется выставка молодой художницы Екатерины Билетиной, которая открылась в галерее «Мистець». Работы художницы интересны тем, что она изображает наших современниц в колоритном народном наряде. Еще одна линия ее творчества — написание портретов исторических лиц. В частности, на выставке представлен портрет легендарного генерала-хорунжего УПА Романа Шухевича, сообщает Виталий ШЕВЕЛЕВ.
Пендерецкого услышат в Харькове
12 ноября по инициативе генерального консула Польши в Харькове Гжегожа Серочинского и при участии Харьковской областной филармонии под руководством директора и дирижера Юрия Янко в Театре им. А. Пушкина пройдет концерт, в котором прозвучат произведения легендарного польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. Прозвучат его знаменитые сочинения «Chaconne — in memoria Giovanni Paolo II z», «Polskiego Requiem», «Agnus Dei», «Ize cheruvimi» и «II Symfonia». Этот концерт состоится в честь двойного юбилея, который отмечает Генеральное консульство Республики Польша в Харькове: 85-ю годовщину открытия в Харькове Генконсульства, которое возникло на базе действовавшего в 1921—1924 гг. посольства Республики Польша в Харькове, и 15-летие открытия нынешнего польского представительства.
Напомним, в начале 60-х к Кшиштофу Пендерецкому пришла мировая известность как к представителю восточноевропейского авангарда. Даже в своих ранних сочинениях он максимально эмоционально воздействует на слушателя, а главными темами произведений становились страдание, боль и истерия. Так, например, сочинение для 48 струнных «Полиморфия» было основано на энцефалограммах больных людей, сделанных во время прослушивания ими «Плача по жертвам Хиросимы». А опера «Дьяволы из Людена» (по одноименному роману Олдоса Хаксли) повествует о массовой истерии среди монахинь женского монастыря. В этот период Пендерецкий увлекся религиозной тематикой («Stabat Mater»; «Страсти по Луке», «Утреня»), благодаря которой в его сочинениях появляются музыкальные интонации григорианского пения, православной литургической традиции и И.-С. Баха. С середины 70-х Пендерецкий выступает как дирижер, в том числе с исполнением собственных сочинений, а его музыкальный стиль эволюционирует в сторону большей традиционности, тяготеет к неоромантизму. Основное внимание композитор уделяет крупным вокально-симфоническим и симфоническим произведениям («Польский реквием», «Credo», два скрипичных концерта, симфонии № 2-5, 7, 8). Седьмая («Семь врат Иерусалима») и Восьмая симфонии включают в себя вокальные партии, отсылая тем самым слушателя к традициям Малера и Шостаковича...
«Моя прекрасная леди-2»
Кира Найтли сыграет главную женскую роль в новой экранизации знаменитой пьесы Бернарда Шоу «Моя прекрасная леди», сообщает lenta.ru, ссылаясь на ресурс SlashFilm. Режиссером картины станет Джо Райт, у которого Найтли ранее снималась в фильмах «Гордость и предубеждение» и «Искупление». Кстати, на роль цветочницы Элизы также претендовала и Скарлетт Йоханссон, но продюсеры остановили свой выбор на Кире Найтли. Напомним, наиболее удачной экранизацией произведения Шоу считается фильм 1964 г., когда главную роль сыграла Одри Хэпберн и картина получила несколько наград Американской киноакадемии.
Жовковский праздник церковной музыки
Второй год в старинном городке на Львовщине, в Государственном историко-архитектурном заповеднике, где находится свыше 40 памятников архитектуры мирового уровня, проходил Международный фестиваль «Музыка в храме». Под сводом трех древних святынь: в костеле святого Лаврентия, который является своеобразным некрополем, где находятся сакрально-ренессансные скульптуры и крипты с надгробными памятниками семьи Жолкевских и барочные надгробия рода Собеских; в церкви Сердца Христового при монастыре оо. Василиан, — бывшая церковь Рождества Христового, для которой Иван Руткович сделал знаменитый Жовковский иконостас, а также церковь святого Йосафата — бывший Доминиканский костел, который построила Теофиля Собеская в память своего сына Марка, — на протяжении трех дней проходили концерты. Выступали: «Галицький камерний хор» и капелла «Боян», жовковская народная капелла «Розточчя», польский коллектив «Томашов’яни» и музыканты камерных оркестров исполняли произведения композиторов «золотой эпохи»: Бортнянского, Березовского, Веделя, Лысенко и других. Звучало сольное пение, а также псалмы и литургии. В частности очень проницательно пел Роман Цимбала молитву «Ave Maria».
— Когда раздается в храме музыка, кажется, что само небо поет, потому что ее божественная аура меняет людей, очищает их души, засевая их добром, — сказал настоятель церкви святого Йосафата отец Михаил, сообщает Любовь ДОЛИД, Львов.