«Солнечная» ностальгия
«Ориентал» — выставка под таким названием открылась в киевском Музее гетманства. На ней представлены работы афганского художника Акбара Хурасани («Хурасани» — псевдоним, который означает «солнечный»). Сам Акбар также солнечный человек, как и его работы, пронизанные горячим-горячим афганским солнцем, светом и теплом. Он родился в горном селе Сантахт провинции Урузган Афганистана. В Украине учился в Киевском художественном институте (класс народного художника Виктора Пузырькова), потом окончил аспирантуру. С 2003 года Акбар как беженец получил статус гражданина Украины, которую считает своей второй родиной. Акбар полюбил Киев, но все равно мечтает вернуться домой, хочет увидеть своих родных, друзей, но война и политическая ситуация в Афганистане не позволяют осуществиться этим мечтам... Ностальгия не оставляет художника и до сих пор. Это чувствуется в его картинах, в стихотворениях, которые изредка изливаются на бумагу. Акбар Хурасани — самобытный художник, а его произведения — словно мостик между афганской (мусульманской) и украинской (христианской) культурами. Его творчество обогащается украинскими традициями, а мы, украинцы, смотрим на восток глазами Акбара. Тамара ТУРКУЛЕВИЧ , «День».
В январе в Москве раздадут «Орлов»
Фильм Федора Бондарчука «9 рота» стал лидером по числу номинаций на премию «Золотой орел», пишет Lenta.ru со ссылкой на газету «Ведомости». Картина в списке претендентов представлена сразу в семи категориях. «9 рота», в частности, имеет шансы получить «Орлов» за лучший фильм, режиссуру и мужскую роль.
Среди других претендентов на звание «Лучший фильм 2005 года»: «Космос как предчувствие» Алексея Учителя, получивший всего 6 номинаций на «Орла», «Солнце» Александра Сокурова (пять номинаций), «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева (четыре номинации) и «Итальянец» Андрея Кравчука, претендующий на награды в двух категориях. В числе тех, кто будет соревноваться в номинации «Лучший режиссер», режиссеры Кира Муратова, Алексей Учитель, Федор Бондарчук. Александр Сокуров за звание лучшего режиссера бороться не будут.
На звание лучшего актера года, в частности, претендуют Никита Михалков, Евгений Миронов и Михаил Пореченков. За титул лучшей актрисы будут бороться Рената Литвинова, Нина Русланова и Мария Миронова.
Всего «Золотые орлы» вручаются в 17 категориях, четыре из которых отданы сериалам.
Хижина дяди Тома продана за миллион долларов
Штат Мэриленд приобрел за миллион долларов домик Джозайи Хенсона, прототипа знаменитого негра-раба из романа Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Вместе с прославленной лачугой округ Монтгомери получил дом рабовладельца Айзека Райли и часть фермы, принадлежавшей ему в XVIII—XIX веках. На этой территории будет создан музей, сообщает газета Los Angeles Times.
Гарриет Бичер-Стоу написала «Хижину дяди Тома» в 1852 году. Роман стал одним из главных американских бестселлеров XIX века и спровоцировал всплеск антирабовладельческих настроений в северных штатах. Президент Линкольн, встретившись в разгар Гражданской войны в США с Бичер-Стоу, сказал писательнице: «Так вот вы какая, маленькая женщина, начавшая большую войну».
Чернокожее население Америки скептически отнеслось к книге Бичер-Стоу, поскольку ее главный герой изображен покорным и страдающим человеком. Но известно, что прототип дяди Тома был деятельным и энергичным. Джозайя Хенсон родился в семье рабов в 1789 году. В 1794 году его купил мэрилендский землевладелец Айзек Райли. Хенсон вырос на ферме и даже стал ее управляющим. Райли обещал освободить Хенсона и его семью, но не сдержал своего слова. В 1830 году группа рабов, возглавленная Джозайей Хенсоном, бежала в Канаду, где осела в провинции Онтарио. Там Хенсон основал городок беглых рабов, стал проповедником методистской церкви и написал автобиографию под названием «Правда удивительнее вымысла». Гарриет Бичер-Стоу опиралась именно на эту книгу при создании романа «Хижина дяди Тома».
В Канаде музей Джозайи Хенсона существует с 1940-х годов.
Назима Хикмета могут посмертно реабилитировать
Классика турецкой литературы, выдающегося поэта Назима Хикмета, могут посмертно реабилитировать и восстановить в гражданстве, сообщает РИА Новости. Среди причин, по которым власти Турции возвращаются к вопросу, который не могут решить на протяжении полувека, департамент административных исков Госсовета называет всемирную известность поэта и его значительный вклад в развитие турецкой литературы.
«Назим Хикмет Ран является одним из выдающихся поэтов тюркского мира и мировой литературы в ХХ веке, ЮНЕСКО объявила 2002 год, когда отмечалось 100-летие со дня рождения поэта, «годом Хикмета». Он внес важный вклад в развитие поэзии турецкого и восточных народов, положил начало новым направлениям в литературе, стал классиком прошлого и будущих веков, который будет жить вечно в памяти людей», — говорится в решении Госсовета. Хикмет был лишен гражданства Турции 15 августа 1951 года. Из-за преследований на родине за коммунистические убеждения он уехал в Советский Союз, где прожил до своей смерти в 1963 году. Похоронен турецкий поэт на Новодевичьем кладбище в Москве.
С инициативой реабилитации Хикмета прежде выступали не только рядовые граждане Турции, но и члены правительства. В 2000 году бывший тогда министром культуры Истемихан Талай передал на утверждение кабинета министров проект распоряжения о восстановлении поэта в гражданстве. По его мнению, «посмертное восстановление в гражданстве Хикмета означало бы исправление исторической ошибки и внесло положительный вклад в обеспечение общественного согласия в стране». Из-за упорства националистов, входивших в коалиционное правительство, документ о реабилитации поэта не был подписан.