«Березілля» и теперь живее всех живых
Новый взлет творческой активности наблюдается нынче на поприще известного Киевского театрального фестиваля «Мистецьке березілля». На этот раз отец-учредитель и неизменный руководитель фестиваля Сергей Проскурня порадовал театральные круги большим представительским вечером, на котором презентовал пилотный номер нового периодического издания «Мистецьке березілля: вчора, сьогодні, завтра + тексти». Издание, посвященное истории фестиваля, включает в себя также материалы научной конференции «Лесь Курбас: «интеллектуальный арлекин» — кто дальше?» и развернутый анонс программы «Березілля» на следующий год. Кроме того, состоялось также представление клуба «Друзів мистецького березілля» с вручением соответствующих удостоверений, награждение журналистов, лучше всего освещавших работу фестиваля за восемь лет его существования, и исполнение фортепианных произведений Скрябина дочерью Сергея, Анной Проскурней, сообщает Дмитрий ДЕСЯТЕРИК , «День».
Математический подход к поэтичности
Выставка художника Валерия Шкарупы в галерее «Тадзио» — одновременно и полная неожиданность, и логическое продолжение всех его канувших в прошлое (но не в Лету!) живописных поисков. От искусства первобытного — для него прежде всего в смысле первозданного, пока еще — обладающего живой связью с тем, что принято называть — громко и, быть может, чрезмерно красиво — тайнами мирозданья — Валерий Шкарупа попробовал уйти дальше, глубже, от творчества как магии — к магии как, если можно так выразиться, средству создания Вселенной. Свою выставку он назвал «Солнечный ветер», и в названии этом странном образом смешались и чистая эмоциональность, поэтичность, и научность, математическая точность наблюдения и опыта. Таковы и картины, где на вихрящиеся, клубящиеся и сгущающиеся в ядро новой галактики или наоборот — разлетающиеся взрывом галактики гибнущей краски всегда накладывается столь любимая Валерием Шкарупой — сетка, образ-символ постоянный, необычный, едва ли не загадочный. «Солнечный ветер» напрочь лишен сентиментальности — грез и радостей летнего дня здесь нет и близко; Солнце Валерия Шкарупы — звезда, астрономический желтый карлик, чей свет — поток энергии, не недоброй — вполне равнодушной, но оттого — не менее величественной; но оно же — суровое языческое божество, требующее поклонения и карающее непокорных. Порой в этом живописном потоке может мелькнуть — человеческий лик, силуэты животных, но только — как исключение, а лучше — как смутное воспоминание (или напоминание?), Оксана ЛАМОНОВА.
Любовь к Батаю
Всех любителей модернистских изысков и извращений, французских любовных романов, а также просто хорошей прозы не может не порадовать книга Жоржа Батая «Ненависть к поэзии», выпущенная московским издательством «Ладомир». Книга представляет собою сборник так называемой порнолатрической прозы и включает в себя романы и повести, написанные Батаем в разные периоды своей очень разнообразной творческой жизни: «История глаза», «Небесная синь», «Юлия», «Невозможное», «Аббат С.» и «Divinus Deus». Многим читателям эта литература, наверняка, покажется шокирующей и отталкивающей; однако чудовищный разврат, густой мистицизм и немотивированная агрессия служат автору лишь эмоциональным поводом, чтобы показать мучительные поиски героями ответов на проклятые вопросы — поиски, зачастую ведущиеся на грани жизни и небытия. Издание выдержано в солидном, академическом стиле — начиная от качества полиграфии, кончая подробными выверенными научными комментариями и данными о жизни самого Батая. Так что «Ненависть к поэзии» может стать хорошим началом проекта издательства «Ладомир», предполагающего выпуск целой серии книг, включающей в себя все основные произведения Жоржа Батая. После литературных текстов планируются выход в свет сборников его мистических, философских, социологических, критических трудов. Вполне возможно, заключает Дмитрий ДЕСЯТЕРИК , «День», что у наших читателей наконец появится хороший шанс полюбить Жоржа Батая — крупнейшего французского философа, поэта, писателя, историка, мистика, организатора тайных обществ — истинно универсального мыслителя новейшего времени.