Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Коротко / КУЛЬТУРА

24 ноября, 1999 - 00:00

Музыка от Разумовских

Народная артистка Украины клавесинистка Наталья Свириденко и лауреат международных конкурсов вокалист Геннадий Кабка презентовали в Киевском доме органной и камерной музыки новые страницы из нотного сборника последнего гетмана Кирилла Разумовского, пополнявшегося несколькими поколениями этой славной семьи. К этому бесценному, музыкальному наследству Н. Свириденко обратилась несколько лет назад, работая в Центральной научной библиотеке НАН Украины имени В. Вернадского, где хранится более 2300 названий образцов западноевропейской и отечественной музыки XVII — XVIII веков. Интересно, что, кроме оперных, симфонических, камерно-инструментальных произведений, многие произведения написаны только для клавесина, сообщает Ольга СУЩЕНКО . Впервые прозвучали в концерте три сонаты для клавесина, посвященные княгине Лихтенштейн (1786 г.) Леопольда Кожелуха — композитора, пианиста, педагога — из славных чешских музыкантов, бывших гордостью европейской культуры XVIII века. На его 27 либретто написано несколько десятков опер. Причем разные композиторы писали музыку на один и тот же текст. Среди таких композиторов и Гайдн, и Моцарт, и украинцы Дмитрий Бортнянский и Максим Березовский.

Реконструкция пространства

В Хмельницком музее современного украинского искусства открылась выставка Владимира Бахтова. Золотая жила, из которой черпает свои образы художник, залегает в тысячелетних глубинах праистории Украины, ее причерноморских степей, которые были колыбелью многих племен и народов. Одна из точек пространства, в которых эти исторические пласты наиболее близко подходят к нашему времени, — археологический заповедник «Ольвия». Именно его выбрал Владимир Бахтов объектом своих творческих исследований. Художника не просто вдохновляет та эпоха — он обращается к ней как к первоисточнику, пытается постичь ее как нечто очень важное не только для себя, а сделать ощутимой для нас, его современников. То, что он делает, напоминает своеобразные магические обряды. На территории заповедника, используя археологические и этнографические материалы, художник сооружает так называемые ландшафтные объекты — самодостаточные формообразования, которые, по мнению художника, способны «...компенсировать этические потери от вмешательства археологов в ритуальное пространство, созданное нашими пращурами». Он реконструирует это пространство творческими средствами, предлагает новые его версии. Подобные произведения, которые теоретики искусства относят к ленд-арту («наземному искусству»), по большей части недолговечны, быстро разрушаются, да и находятся в отдаленных или труднодоступных местах, поэтому на выставках они присутствуют обычно в виде фотографий и видеофильмов. Но ведь и этого мало художнику. Как то, что было там и тогда, сделать существующим здесь и теперь? Конечно же, при помощи магии — магии огня! Так, над остатками древних капищ возникают очертания воображаемых храмов, созданные движением пылающего факела, которым художник «рисует» в воздухе и огненный след которого остается на чувствительной фотопленке. Зафиксированные на ней эфемерные храмы попали сюда из другого измерения только на мгновение, и это мгновение отражает искусство гелиограффити, сообщает Л. Тимофеева, научный сотрудник музея.

Малер — всерьез и надолго

Исполнением симфонии № 1 ре мажор, принадлежащей перу великого немецкого композитора Густава Малера, в Национальной филармонии начался цикл «Густав Малер. Симфонии». Вечер, состоявший из дух отделений, представил многочисленной аудитории, заполнивший Колонный зал им. М. В. Лысенко, двух весьма разных композиторов — симфонию Малера предваряло исполнение Концерта Йозефа Брамса для скрипки с оркестром ре мажор. Национальный заслуженный симфонический оркестр Украины под управлением дирижера Владимира Сиренко мастерски справился с исполнением двух сложных произведений, дав «малеровскому» циклу в Филармонии хороший начальный импульс, считает Дмитрий ДЕСЯТЕРИК , «День».

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ