Драматургический пьедестал столетия
Среди эпидемии составления всевозможных рейтингов и списков
«самых-самых-самых», охватившей мир в конце столетия, достойны, на наш
взгляд, упоминания и результаты недавнего опроса англо-американских исследователей
театра. Они решили определить лучшие англоязычные пьесы столетия и, в конце
концов, практически единодушно пришли к выводу, что самым увлекательным
и умным сочинением для театра в ХХ столетии является абсурдисткая драма
ирландца Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо». Еще два произведения, удостоенные
похвал критиков, — реалистические драмы: «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса
и «Смерть коммивояжера» Миллера (не известного похабника Генри, а добропорядочного
Артура, который в свое время расторг брак со слишком экстравагантной для
него Мерилин Монро). Занятно, что две из трех лучших англоязычных пьес
столетия представлены в киевской афише. Правда, «Трамвай «Желание» театр
«Браво» играет под другим названием — «Елисейские поля в Нью-Орлеане»,
да к тому же по-русски. В Экспериментальном же театре оригинальное заглавие
пьесы Беккета сохранили, хотя предпочли играть текст в так называемом макароническом
стиле, то есть на озорной смеси разных наречий. Впрочем, среди украинских,
русских, польских и немецких фраз в спектакле иногда проскальзывают и аутентичные
авторские — английские.
Лукас готов утопить «Титаник»
Как известно, до того, как на мировые экраны выплыл «Титаник»
Джеймса Кемерона, рекорд самых высоких сборов в истории кинематографа удерживали
«Звездные войны» Джорджа Лукаса (хотя установлен он был, пользуясь спортивной
терминологией, с двух попыток — благодаря повторному выпуску фильма в год
двадцатилетия его премьеры в 1997). Но, судя по всему, Лукас ныне вознамерился
вернуть себе пальму первенства за один подход: в мае 1999 года его компания
Lukasfilms совместно с «ХХ век — Фокс» собирается выпустить «Звездные войны:
эпизод 1. Иллюзия угрозы». Фильм будет посвящен судьбе отца главного героя
цикла Люка Скайвокера — Анакину и расскажет о том, почему и как именно
он стал злодеем Дартом Вейдером. По предварительным прогнозам, сборы от
предстоящей картины обещают быть поистине астрономическими. Несколько недель
назад в 75 кинотеатрах США перед началом киносеансов демонстрировался в
качестве пристрелки к будущей рекламной компании двухминутный анонс фильма.
По сообщению газеты «Лос-Анджелес Таймс», это увеличило доходы некоторых
кинотеатров на 85 %. Самое поразительное, однако, то, что, заплатив по
8 — 10 долларов за билет, зрители покидали зал сразу после просмотра анонса
новой серии «Звездных воен», абсолютно игнорируя основной фильм.
Если не хватает мастерства, выручит выносливость
Актеры «Театра в жилетном кармане» из немецкого города
Ульма решили прославиться если не мастерством, то оригинальностью: они
оставались на сцене в течение 26 часов, сыграв за это время без перерыва
130 ролей в 19 спектаклях. Пришедшие на представление зрители, утомившись,
могли не только перекусить в буфете, но и прикорнуть на специально поставленных
перед сценой кроватях. Актерам такая роскошь была недоступна: на отдых
им давалось всего пять минут в час, за которые они едва успевали глотнуть
кофе с глюкозой. Зато теперь лицедеи из малоизвестной труппы могут ликовать:
их рекорд зафиксирован в Книге Гиннесса — они превзошли своих коллег из
театра «Том Манн» в Сиднее, которые в 1984 году провели на сцене почти
20 часов. Правда, австралийцы, в отличие от немцев, играли в течение всего
этого времени одну, хотя и сочиненную ими самими, пьесу — «Настоящая жизнь».