Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Кострубизмы. Кумановский»

или Выход за пределы провинциального искусства
23 октября, 2020 - 11:36

Культура и искусство требуют децентрализации. И не только в условиях пандемии и карантинов. Никто не будет отрицать значения крупных городов в сохранении и развитии национальной культуры. В свое время именно в Киеве, Львове, Одессе, Харькове проходил процесс возрождения, сохранения и развития украинской культуры (пример — киевская «Плеяда», знаменитый культурный «треугольник» Старицкие-Лысенко-Косачи, организация «Просвіта», харьковский дом «Слово», университеты и др.). Но провинция тоже не «молчала». Она дала миру лучших — гениев, философов, интеллектуалов. Если обратиться к биографиям выдающихся людей, то бросается в глаза тенденциозность или закономерность — большая часть из них рождены вне «центров», на маргинесах, в глубинках, или же их талант развился, расцвел именно в провинции.

Не бывает провинциального искусства. Как и не бывает столичного. Оно или есть, или его нет. Или же происходит процесс замены — имитация, псевдоискусство. Так и с наукой — она не является достижением столицы или периферии. На маргинесах чаще происходят открытия, создаются шедевры. И о них нужно говорить, о них нужно знать.

Вспомним Марию Примаченко, которая после обучения в столице вернулась в свою Болотню, где и творила до последних дней. Или Лесю Украинку, которая не представляла своей жизни без Колодяжного или Гадяча, хотя могла постоянно жить в Киеве или у моря, в Одессе. Провинциальность — скорее в головах и душах. Как и чувство комплекса неполноценности.

Не просто оторвать настоящего мастера — художника, писателя — от своих пракорней. Они слишком влюблены в «малую родину». Именно здесь проявляется их истинная сущность, оголяется и раскрывается душа, возникают откровенные признания. Да, согласен — в большом городе, точнее столице, намного больше возможностей для развития, для самореализации. Но здесь срабатывает уже коммерческая составляющая — большой город диктует свои условия, соблазняя к действиям другого плана, к банальному зарабатыванию денег. Попробуйте пересадить дерево, которое росло на опушке или в горах, в город. Приживется? Не факт. А, скорее всего, погибнет. Вот и творческие люди в провинции — в маленьких городах, городках — в своем «сродной» среде. Философам, гениям не нужны большие города. Им достаточно уютного пространства и немного признания.

Луцк трудно назвать провинцией. Как и Волынь в целом, хотя, при господстве на этих землях Российской империи это была настоящая «окраина». Но имена Данила Братковского, Иова Кондзелевича, Тадеуша Чацкого, Евы Фелинской, Юзефа Игнация Крашевского, Леси Украинки, Олены Пчилки, Агатангела Крымского, Андроника Лазарчука, Габриэли Запольской, Модеста Левицкого, Вячеслава Липинского, Игоря Стравинского, Нила Хасевича, Эдварда Красинского, Наталии Ужвий, Костя Шишка, семьи Покальчук, Оксаны Забужко — которые или родились на Волыни, или связали свою жизнь, творчество с этим краем, уже говорят сами за себя.

Вот и Николай Кумановский — рожденный в маленьком городке Сатанове на Хмельниччине, получив образование художника во Львове, волею судьбы оказался в Луцке. Луцк в 70-х годах прошлого века был среднестатистическим областным центром, типичным для тогдашнего устройства «союзных республик». Сложно было заявлять о своем таланте, своей оригинальности видения мира там, где господствовали стереотипы, штампы и идеологические ограничения искусства соцреализма.

Художник, поэт, много читал и думал, для которого слово было таки сначала, осознавал, что сломать систему ему или даже небольшой когорте единомышленников не удастся. Но мириться с ней он тоже не хотел. Хотя никогда не был «откровенным революционером». Вот и придумал себе возможность протеста — посредством кисти и слова. Не протестовать он просто не мог. Бунтарем был неисправимым. Ироничным, иногда саркастическим. Выступал против примитива и пустоты душ, против фальши. Нонконформист по своей природе, не мог быть пассивным наблюдателем, безличным участником застойных процессов. Должен был выразить свою индивидуальную принципиальную позицию, наполнив ее содержанием. Всегда отличался благородством в художественных проявлениях. Хотя были периоды депрессии и разочарований, уныния. На то он и художник — тонкий духовно, ранимый. Ведь романтик в душе. А еще гордый, независимый, упрямый. Но этот заангажированный мир не хотел принимать, понимать, впускать к «своим».

Н. Кумановский пытался создать свой собственный мир из осколков цветных стекол, — того разбитого сердца или бесплодных мечтаний, из отрывков оборванных мыслей, брошенных кем-то фраз, вычитанных в умных книгах цитат. На его картинах — «условные украинцы», живущие в «условной стране». Его полотна насыщены содержанием -Текст и подтекстами, которые надо научиться отчитывать, декодировать. Они содержат четкие месседжи из нашей ментальной матрицы, формулы нашей национальной ДНК.

Поток мыслей его персонажей-лирических героев, который словесно вплетен в канву живописного или графического рисунка — это отдельная тема. Здесь он весь — человек с особым взглядом на жизнь, людей, творчество, отношения. Главное — чтобы без имитаций и фальсификации. Это удивительная смесь пластического искусства и искусства слова, очень глубокая метафорическая символика с эффектом айсберга! Намеки, намеки, такие прозрачные и откровенные, искренние и едва скрытые — берите, читайте, думайте! Вербальные и невербальные знаки, коды на его картинах или тихо говорят зрителю, или же кричат, вопят, но никогда не молчат.

Музей Николая Кумановского появился в Луцке уже после его смерти. Музей современного украинского искусства Корсаков собрал самую большую коллекцию работ художника разных периодов творчества — графика, живопись, скульптура, коллажи...

«Кострубізми» — книга, которая возникла на основе графических рисунков, экслибрисов. Здесь образ дона Эдуардо, от имени которого ведется рассказ, глубоко символический, не типичный, но угадываемый. Система нравственных ценностей дона Эдди — это глубокая философия, основанная на ценностях «человека мира», это смесь украинского и восточного. Есть в этом одновременно что-то и сковородинское, и конфуцианское.

На «экслибрисах», которые очень органично дополнены (наполнены) текстами, встретим Бу-ба-бистов, Николая Рябчука, Ивана Малковича, Сергея Параджанова, Олега Лышегу, Богдана Жолдака. Дон Эдуардо говорит с нами цитатами из произведений Григория Сковороды и писем Людмилы Старицкой-Черняховской (!) — какой роскошный украинский мир мыслей, философии, идей !!! А еще — Анри Руссо, восточная философия, Мария Каллас .... Это действительно «Книга мудростей, которая от ветров времени не выветрилась, а только стала еще более актуальной и пропиталась солью слез, смеха и рыданий» (издатель В.Федосюк ).

Собственно, «Книга кострубізмів» Николая Кумановском получит свое сценическое воплощение в уникальном мультимедийном проект — спектакле-перформансе, который стал возможен при поддержке Украинского культурного фонда. Осуществляет проект уже известный далеко за пределами Украины луцкий театр ГаРмиДер (режиссер — Руслана Порицкая). Литва, Грузия, Беларусь, Польша видели спектакли этого театра. Это тот «провинциальный» театр, который возник из студенческого, прошел этап любительского и теперь уверенно встал на ноги, получив статус независимого. Это тот театр, который основал Международный театральный фестиваль «Путешествующая вешалка: театр за пределами театра». Это тот любительский театр, который осуществил постановки современных пьес Витольда Гомбровича, о художественном мире Виткация, театр, который осмелился посягнуть на драмы Леси Украинки — в их репертуаре есть прекрасные постановки «Апокрифов» (по произведениям «Что даст нам силу?», «На поле крови «и» Проклятие Рахили». Это театр, который не побоялся выйти за пределы провинции, во весь голос заявив о себе своими театральными экспериментами.

24 октября состоится всеукраинская премьера — луцкий независимый театр «Гармидер», при поддержке Украинского культурного фонда, создали в условиях карантина спектакль на основе графических работ и текстов художника из его «Книги Кострубізмів» и сборника стихов «Слід у слід». Актеры, художники, музыканты ммиксовали несколько художественных жанров и оживили графику Кумановского для 3D-сцены.

Организаторы действа приглашают посмотреть спектакль в прямой трансляции передвижной телевизионной станции в субботу, 24 октября, в 19 часов по этим ссылкам:

https://www.facebook.com/garmyder

https://www.youtube.com/garmyder

или 24 октября, в Музее современного украинского искусства Корсаков, что в Луцке на ул.Карбишева, 1, в 19.00 часов увидеть прямую трансляцию спектакля непосредственно среди картин художника на специально установленном большом экране.

К слову, УКФ делает очень нужное дело, поддерживая культурные проекты регионально, развивая и наполняя культурное пространство в пределах локальной идентичности.

Так что скажете, провинция?

КСТАТИ, «День» поддерживает этот культурный проект и является его информационным партнером.

Елена Маланий, иллюстрации из книги Николая КУМАНОВСКОГО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ