Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ковер судьбы: ирония и драма

Первая премьера в «Киевском модерн-балете» после окончания локдауна
2 февраля, 2021 - 19:58
ИСТОРИЮ ДВУХ ВЛЮБЛЕННЫХ ИГРАЮТ И ТАНЦУЮТ ПРЕМЬЕРЫ ТРУППЫ «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТА» ЕЛЕНА САЛТЫКОВА И АРТЕМ ШОШИН / ФОТО АНАСТАСИИ ТЕЛИКОВОЙ

Раду Поклитару поставил новый одноактный спектакль «Девять свиданий» на романтическую музыку Фридерика Шопена. А рядом с ним — по контрасту был представлен еще один одноактный балет с названием «In pivo veritas». Этот ироничный спектакль-парафраз на тему знаменитого высказывания древних «Истина в вине» Поклитару поставил много лет назад на традиционную ирландскую музыку. В целом сложилось, как всегда у Раду Поклитару — рядом ирония и драма,  грусть и смех. Как часто и бывает в нашей жизни.

ГРУСТЬ И СМЕХ

В первой части вечера пиво действительно льется рекой, однако перед началом пирушки старый потомок кельтов, похожий на Дон Кихота, пытается продемонстрировать свою воинственность. Не в состоянии справиться с мечом из-за выпитого пива, он надолго падает лицом в стол, не обращая внимания на танцы резвых молодых парочек. Возможно, четверть века  назад, когда благодаря «Ривердансу» и другим подобным шоу вошли в моду ирландские танцы, Поклитару захотел создать свой вариант зажигательных плясок. Но не стал добиваться синхронных дробных движений, до сих пор приводящих в экстаз зрителей, а создал маленькие сценки — зарисовки, иногда потешные, иногда лирические, которые обозначают все что угодно, только не угрозу мечом. Действительно, как только молодые люди одевают короткие клетчатые юбочки (килты) и пускаются с подругами в пляс, то уже не выглядят воинами. А пиво очень кстати подогревает любовные страсти и настраивает на мирный лад. Так Раду Поклитару подтверждает свою уникальную способность создавать «смысловую хореографию», даже если фоном для нее служат задорные танцевальные мелодии.

К отсутствию всяческих табу и «фирменным» приемам Поклитару я бы отнес и костюм ведущей солистки, у которой на одной ноге пуантовая обувь, а вторая остается необутой, если не считать цветастой шерстяной гетры. Такое отсутствие симметрии и «обязательных» условий для парадоксального стиля танца я бы вообще отнес к символам творчества нашего ведущего хореографа, который продолжает удивлять в каждой новой работе. Ну и, как правило, дразнить сторонников здравого смысла в балете, где его изначально и не должно быть.

Еще одна типичная черта Поклитару-постановщика — принцип «отбрасывания», который помогает избавиться от штампов, стандартных приемов и уже апробированных трактовок. Именно потому его художественные решения выглядят свежо и современно. Об этом, кстати, говорил еще французский поэт Поль Валери: «Художнику следует отбросить первое, что приходит на ум, и уходить от обыденных ассоциаций».

ПРОШЛОЕ, БУДУЩЕЕ И НАСТОЯЩЕЕ ПРИЧУДЛИВО ПЕРЕМЕШИВАЮТСЯ

В балете «Девять свиданий» Поклитару обратился к творчеству Шопена, конечно, памятуя о том, что до него были и «Шопениана» Михаила Фокина, и «Осенние листья» Анны Павловой, и балет «В ночи» Джерома Роббинса и спектакль памяти Айседоры Дункан Хосе Лимона — все они и многие другие были вдохновлены музыкой великого романтика, поэта фортепиано. В «соратники» Раду взял также одного из самых ярких пианистов нашего времени Григория Соколова, с которым украинские слушатели познакомились после его триумфальной победы на Конкурсе имени П. Чайковского в 1966 году. С тех пор он стал не просто мэтром, но перфекционистом, относящимся к музыке как к художественному культу. Ныне Соколов собирает полные залы в любой стране, а запись его исполнения прелюдий Шопена, написанных в 1836—1839 г. и прозвучавшая в спектакле, действительно полна художественных откровений, которые отразились и в хореографической партитуре спектакля. Прелюдии Шопена — вообще прекрасный повод вспомнить драматическую биографию Шопена, его роман с Жорж Санд, «афористичность» образов каждой из 24 прелюдий цикла (балетмейстер использовал из них девять, для собственной трактовки наиболее важных).

Историю двух влюбленных (их играют и танцуют премьеры труппы «Киев модерн-балета» Елена Салтыкова и Артем Шошин) Поклитару рассказывает не в традиционной повествовательной манере, а как бы по этапам их общей судьбы, эмоционально подсказанным музыкой и ее смысловыми акцентами. Иногда прошлое, будущее и настоящее причудливо перемешиваются — это не просто романтические всплески отношений, а чувственные, даже откровенно сексуальные сцены, драматические фрагменты  размолвок и примеры черного юмора или не совсем приличного анекдота, которые стоит видеть, но пересказывать вне контекста бесполезно. Тем более, что  исполнитель провокационной роли «третьего лишнего» Владислав Детюченко преподносит своего героя  с гротеском и самоиронией.

Поклитару — мастер театрализации хореографического действия :среди шопеновских пассажей у него становится уместным звук захлопнутой двери, постукивание пальцами по столу, гортанный крик отчаяния,  ощущение тяжести физического взаимосуществования (невероятно, но хрупкая танцовщица действительно тянет на себе партнера). Конечно, увлеченные зрители забывают о том, что балет готовился в период локдауна — никаких последствий душевной заторможенности — энергетика исполнителей, воплощенная через харизму постановщика, бьет через край. И так уже почти 15 лет, которые прошли с момента рождения в «Киеве модерн-балета» Р. Поклитару. Естественно проходит процесс смены поколений. А «крестный отец» коллектива — меценат Владимир Филиппов в трудный год снова вернулся к нему на помощь. Здорово и символично!

Одна из самых больших удач спектакля — дуэт на музыку до минорной прелюдии, похожей на траурное шествие. Натянутые канаты удерживают влюбленных, не дают им соединиться в центре сцены. И это не условные балетные движения, но физическое, реальное и эмоциально-насыщенное действие. А за всем этим процессом постоянно наблюдает, что то бормочет и ковыляет по первому плану сцены какая то странная старушенция, похожая то ли на Фею Карабосс, то ли на паучиху Арахну или богиню судьбы Парку с клубком пряжи на голове (ее талантливо воплощает Анастасия Добровольская). Как и в предыдущем балете (помните пьяного от пива кельта), с ее помощью Раду Витальевич нам тоже захотел дополнительно намекнуть на что то важное...

И после премьеры даже провел с гостями интеллектуальную викторину: кто же эта странная особа? Победила, конечно, придумавшая этот зримый образ художник спектакля Анна Ипатьева. Она и подсказала, что такой могла быть героиня в старости: мы ведь сами при помощи всех сил вселенной и особенностей личной воли выплетаем рисунок ковра своей судьбы.

Александр ЧЕПАЛОВ, заслуженный деятель искусств Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ