На рассмотрение жюри и общественности поступило 149 проектов из 13 стран мира. Все желающие имели возможность выбрать лучший проект путем голосования на платформе demos.org.ua. В обсуждениях приняла участие эксперт по урбанистическому планированию Департамента градостроения и архитектуры Германии Катерина Георге. И вот международное жюри во главе с Карлом Фингерхутом определило победителей. Всего конкурсных категорий четыре:
1 «Общественное пространство Майдана и центрального ядра Киева».
2 «Мемориализация событий Революции Достоинства и увековечение памяти Небесной Сотни».
3 «Международный культурный центр «Украинский дом на Европейской площади»».
4 «Многофункциональный музейный комплекс «Музей Майдана/Музей Свободы»».
Хотя организатором выступила официальная инстанция — Департамент градостроения и архитектуры, «Территория достоинства» является первым в Украине открытым конкурсом, программу и задачи которого определяла общественность города, а также впервые на подобный конкурс подавались проекты без ограничения профессионального уровня.
Задачи сформулированы так (цитирую с сайта конкурса terradig•itas.kga.gov.ua): «Превратить территорию революционных событий в Территорию Достоинства; увековечить память о Героях Небесной Сотни на высшем мировом уровне, превратить «Украинский дом на Европейской площади» в Международный культурный центр Украины как равной среди европейских народов и найти место и видение главного центра развития украинской политической нации — «Музей Майдана/Музей Свободы».
• Сейчас все конкурсные проекты можно посмотреть на вышеупомянутом сайте и на выставке под открытым небом, которая завершается на Майдане Незалежности в четверг, 25 июня.
Работы оценивались по нескольким общим критериям, среди которых символичность проекта, его функциональность и возможность реализации.
• В номинации «Общественное пространство Майдана и центрального ядра Киева» первую премию получил проект, разработанный авторским коллективом из Тайваня. Алесандро Мартинели, Ханью Чен и Ксинью Жао взяли за концептуальную основу лозунг мятежных студентов Парижа 1968 года «Под этой брусчаткой находится пляж». Они предлагают засыпать часть Майдана гравием — материалом, одинаково удобным в уходе и эффектным внешне. Обновление этого покрытия ежегодно будет возлагаться на новый регион страны. Для преодоления разорванности пространства Майдана над Крещатиком будет переброшен арочный мостик.
• Вторую премию получил проект авторства киевлян Юрия Бородкина и Юрия Неграшевича, третье место разделили команды из США и Львова.
Как говорится в сообщении жюри, сложно всего было выбрать победителей в номинации, посвященной сохранению памяти событий революции и героев Небесной Сотни: туда подано наибольшее количество заявок.
• Первая премия досталась коллективу из Римини (Италия). Идея Андреа Маттейни, Бьянки Бардуччи, Элизабеты Габриели, Матио Бигуцци, Фабио Ре настолько же проста, насколько и уместна: на месте смерти они предложили увековечить жизнь.
За основу взяты четыре базовые элемента: «узел» — каменная выпуклость на поверхности улицы; противоположность «узла» — «рана» — прямоугольное углубление, врезанное в улицу и заполненное землей, засеянное травой; дерево, высаженное в «ране»; «вены» — тонкие красные линии, которые соединяют «узлы», «раны» и все места столкновений от бульвара Шевченко до улицы Грушевского. В горизонтальной проекции мемориал смотрится как единая живая система, связанная кровеносными сосудами. В «ранах» будут расти деревья, скапливаться листья и вода, образовывая символические оазисы воспоминаний, а сама Институтская таким образом станет лесом памяти, в котором найдется место и скорби, и празднику жизни, за которую, собственно, и умирали наши герои. Как отметили авторы, «жизнь приходит из ран истории».
• Вторая премия досталась команде из Киева, третью снова разделили — между двумя коллективами архитекторов из США.
• Достаточно сложная задача стояла перед номинантами в категории «Международный культурный центр «Украинской Дом на Европейской площади», ведь им нужно было придать бывшему музею Ленина абсолютно иные суть и назначение. Здесь победили киевляне. Антон Олийнык, Андрей Шуляр, Мария Пахомова, Сергей Ферлей, Елена Орап, Алексей Пахомов, Дмитрий Спесивцев, Денис Матвиенко, Юрий Игнатенко исходили из того, что Украинский дом — место, где наша страна встречается с Европой, и продумали даже модель управления будущей структурой, которая будет базироваться на инициативе граждан. Что касается собственно Дома, то авторы предлагают его коренное переоборудование, которое позволит открыть мастерские, библиотеку, медиатеку, выставочное пространство, конференц-зал на 750 мест.
Склон с северной стороны здания перепланируют под амфитеатр для публичных мероприятий, причем в качестве сцены предполагается использование крыши конференц-зала. Еще один амфитеатр появится на обновленной Европейской площади, которая частично трансформируется в пешеходную зону с велопарковкой, искусственной зеленой горкой (продолжением Крещатого парка) и фонтанами. Официозные клумбы перед фасадом Дома станут террасами с местами для сидения, боковой двор, расположенный напротив Филармонии — территорией для художественных акций. На крыше здания откроется обзорная площадка.
Вторую премию присудили команде из Китая, третья также досталась киевлянам.
• Категория «Многофункциональный музейный комплекс «Музей Майдана/Музей Свободы»» осталась без победителей; как отметило жюри, «проекты нуждаются в доработке вместе с рабочей группой и дают скорее видение, чем законченный образ». Присудили лишь третью премию, разделив между минималистическими разработками из Ирландии и Москвы. Здесь, кроме неготовности проектов, кажется, существует еще одна причина: для Музея нет определенного места. По логике, им должно стать полуразрушенное здание Федерации профсоюзов Украины. Однако на пути стоит собственно ФПУ — уникальный обломок советского прошлого, абсолютно непрозрачное учреждение, которое ни одного дня своего существования не защищало права трудящихся, однако умело «пилило» вверенные ему активы и верно обслуживало власть с режимами Кучмы и Януковича включительно. На доме на Майдане ФПУ тоже наживалась, сдавая помещения в аренду. Сейчас полным ходом идет капитальный ремонт, причем вопреки всем нормам там уже надстроены два этажа. На сотрудничество с муниципалитетом в деле обустройства музея «профсоюзовцы» идти отказываются. Настоящим благом было бы псевдопрофсоюзную богадельню распустить, а собственность (в том числе центральный офис) передать местным общинам, однако для этого необходимо решение на самом верху.
• Проекты-победители выглядят вполне приемлемо. Настораживает, впрочем, фраза на сайте конкурса о том, что они дополнительно «будут вынесены на публичные обсуждения». Все уже проголосовано, специалисты, компетентность которых никто не оспаривает, приняли решение — какие обсуждения еще могут быть? В действительности это кажется очередным наследием советской эпохи с ее вечными «общественными обсуждениями», которые ничего не решали, а лишь придавали видимость легитимности решениям бюрократов. В сущности, мало что изменилось: как только говорят о таком «обсуждении», сразу начинает попахивать чиновничьим своеволием и коррупцией. Очень хотелось бы ошибаться.
Если удастся справиться и с этой опасностью, появятся проблема поиска средств и много других, но уже рабочих задач. Будем надеяться, что результат будет отвечать намерениям, и Киев, по крайней мере в центральной части, наконец-то обретет вид действительно европейской столицы.