В прокат выходят ленты: «Бьютифул» Алехандро Гонсалеса Иньярриту и «Печальная баллада для трубы» Алекса де ла Иглесиа.
Обе картины обласканы крупными международными фестивалями, и в обеих зрители смогут найти немало актуального.
«Печальная баллада для трубы» — новый взгляд на политический триллер. История о том, что между либеральной оппозицией и тоталитарной властью намного больше общего, чем хотелось бы. А страна, за которую они борются, только на первый взгляд смахивает на проститутку, на самом же деле — добрая и честная девушка. Так вот, эта история рассказана средствами самыми неожиданными. И к тому же — видимо, для простоты восприятия — упакована в сюжетную оболочку «Паяцев», пишут izvestia.ru. Начинается все в тридцатые годы, с гражданской войны в Испании.
Отряд республиканцев врывается в здание цирка в разгар представления, и командир требует, чтобы все мужчины незамедлительно встали под антифашистские знамена... Сын Веселого клоуна Хавьер — рыхловатый подросток в очках — проникает на строительство и, желая отомстить франкистам, устраивает взрыв. Последствия для мальчика оказываются неожиданными: погибают несколько тюремщиков, а вместе с ними отец и множество рабочих...
В середине семидесятых тот же парень предстает в образе милого человека, избравшего своей профессией клоунаду. Только, в отличие от отца, он Грустный клоун: все, что видел Хавьер в жизни, не располагает к веселью. А Веселый клоун в этой труппе — жестокий мачо, который честно признается: «Если бы я не стал клоуном, то стал бы убийцей». «Я тоже», — отвечает Хавьер...
Фильм — отчаянная схватка двух клоунов за сердце циркачки, причем каждый следующий виток борьбы повергает их в пучину все большего безумия. Оба становятся зомби, для которых не существует ничего, кроме желания истребить друг друга. Заканчивается все пляской смерти на том самом кресте, что строил когда-то отец Хавьера. Борьба, в которой не может быть победителей, где некому сочувствовать, — самый мрачный из возможных взглядов на историю, и именно его демонстрирует де ла Иглесиа.
Фильм пользовался большим успехом на минувшем Венецианском кинофестивале. Жюри вручило де ла Иглесиа награды за сценарий и режиссуру — странно было бы, если бы глава судейской коллегии Квентин Тарантино остался равнодушен к такому пиршеству гиньоля...
Всем, кто любит избыточное, провокативное, у кого имя Гауди вызывает ассоциации только со словом «гений» и никогда с понятием «китч», — «Печальную балладу» стоит увидеть.
«Бьютифул» знаменитого мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту — это уже сегодняшний день. Барселона, где испанский — лишь один из множества языков, на котором говорят легально и нелегально населяющие этот город люди. Герой картины Уксбал (Хавьер Бардем) — чистокровный испанец, у которого двое маленьких детей, жена-шизофреничка и странный способ зарабатывать на жизнь. Ему дано слышать голоса только что умерших и еще не похороненных людей...
Фильм являет собой рассказ с позиций уходящей в иной мир души. У героя рак в неизлечимой стадии. Узнает он об этом в первых кадрах картины, а остальные два с половиной часа — это путь в иное измерение. Этот фильм — история любви к жизни, рассказанная на пороге смерти. Будь в главной роли другой исполнитель, история, скорее всего, ушла бы в риторику, высокопарность, нравоучение. Но Бардем и впрямь великий актер. Играет он так, что все пласты картины — и реалистические, и метафорические — обнажаются. Благодаря ему «Бьютифул» превращается в редкий образец современного европейского фильма, где актуальность не переходит в злободневность. Эта роль уже принесла Бардему золото Канна, национальную премию «Гойя», номинации на BAFTA и «Оскара». Впрочем, он в свои неполные 42 года уже в той весовой категории, когда не награды делают биографию.