«Бути українцем — це коштовне діло. Того вчило нас життя на Рідній землі, про це пересвідчуємося й на кожному кроці тут — на чужині. За приналежність до української нації доводиться весь час платити кров'ю й посиленим трудом…
…Я гордий тим, що звуся українцем!»
Трудно поверить, что человек, написавший эти слова, так и не получил право называться гражданином Украины, хотя, кажется, больше, чем Украину, не любил ничего... Не осилил при жизни всех бюрократических барьеров, поставленных перед ним чиновниками, — согласитесь, художнику сложно вести бумажную войну, а главное — жаль время тратить! Лучше, зажав крепко в зубах кисть, рисовать, рисовать и рисовать… Ведь Николаю Бидняку времени требовалось больше, чем кому-либо другому, потому что рисовал не руками — с помощью рта. Я уж не говорю о том, какими качествами необходимо было обладать, чтобы доказывать ежедневно миру, что красота вовсе не рукотворное явление, она рождается в сердце, и чтобы дарить ее людям, нужно чувствовать восторг и боль одновременно. О, этой боли ему всегда хватало! Как и восторгов — от собственных художественных поисков, творчества других, пейзажей стран, которые он объездил, добрых друзей и красивых женщин…
Сейчас трудно назвать, кто еще жил такой полной и богатой жизнью. Не зря его другом был именно Эммануил Мисько. Когда в 1991-м Бидняк вернулся в Украину, эти мудрые, красивые и сильные мужчины сразу подружились. Мисько, тогдашний ректор Львовского института прикладного и декоративного искусства, привлек Бидняка к преподавательской деятельности, почувствовав, что такой человек просто необходим студентам. Выпускник двух престижных творческих вузов, который объездил целый мир, имел во множестве городов персональные выставки, которые, кстати, воспринимались с любопытством, — такой личности есть что сказать полезного и весомого молодым людям. Хотя друзья признают, что и слушать умел, а уж успокоить мог одним только словом, протяжно говоря: «Пома- алу, пома-алу!» И тебя отпускало, как будто оковы с души падали…
Только в марте 1991-го Бидняк представил в Украине свою первую персональную выставку. И это значит, что его творчество формировалось и утверждалось на чужбине, однако все оно было проникнуто глубинной генетической памятью, ощущением украинских корней, и это стало определяющим для его художественного самовыражения. Что рисует он за тысячу миль от Украины? Князя Владимира (1968 г.), княгиню Ольгу (1966 г.), казака Мамая (1960 г.), «Думу о казаке Поликарпе Тухе» (1974 г.), Гонту (1965 г.), Довбуша (1952 г.), Евгения Коновальца (1958 г.). Причем рисует так свободно, с такой духовной самоотдачей, как рисовать, по упомянутым причинам, в эти самые годы на родной земле вряд ли мог бы…Может, поэтому его творчество так удивляет наших украинских современников, что на его душе никогда не было решеток. Соцреализм не ограничивал его никакими рамками, идеологические цензоры не усыпляли душу. Сам Господь Бог даровал вдохновение, и только Музы макали кисти в краски.
…Родился в Канаде, в украинской семье. В возрасте четырех лет впервые попадает в Украину — вместе с отцом приезжает в село Ленкивцы недалеко от Черновцов. И там живет у родного дяди до 1940-го года. А потом вместе с названными родителями, Василием и Софией, выезжает в Германию. Пятнадцатилетним юношей на поле, высаживая брюкву у бауэра Вилли, он берет в руки вместо овоща… мину. С того дня у него нет глаза и рук. Однако судьба, которая так испытала его на прочность, не согнула его спину и не искривила мечты. Поэт Лубкивский написал о Бидняке:
«У небі полуночі Янгол летів
Над полем гнилої, замерзлої брукви.
Сіяли-цвіли міріади світів,
Восходили слова Господнього букви.
Складав з них слова: «Новаківський» і «Труш»,
«Кульчицька», «Никифор», «Холодний» і «Обаль»…
Спокуту свою попри сонмища душ
Поніс у розтерзане небо — Чорнобиль.
Крильми недвижимими аж ізнеміг,
Всю землю обняв, чи багата, чи вбога.
І Янгол заплакав: хоч прагнув, не зміг
Устами, як Майстер побачити Бога».
В 1964-м Николай Бидняк становится членом мировой ассоциации художников, рисующих ртом или ногами. Офис ассоциации находится в княжестве Лихтенштейн, а объединил художников удивительной воли в 1957- м Эрих Арнольд Штегман, известный немецкий художник, который прекрасно владел кистью и резцом, держа их губами. Эти подробности я указываю специально, потому что хочу подчеркнуть, что людей, стремящихся не сдаваться и не плыть по течению, во всем мире много. Как и хочу подчеркнуть мысль, которая неоднократно высказывалась на открытии выставки по случаю 75-летия со дня рождения Бидняка в Национальном музее во Львове: «Писать и говорить о нем сегодня важно и актуально. Не только для художников и любителей искусства, но для целой Украины, которая стремится сегодня строить свою судьбу на удивление и зависть другим странам».
В общем, было бы хорошо, даже в воспитательном смысле (пусть молодые люди видят, что преданность и труд в нашей стране в почете), я уж не говорю с точки зрения справедливости и благодарной памяти потомков, все-таки сделать Николая Бидняка Почетным гражданином Украины, коль уж не удалось ему получить гражданство при жизни. А чего уже несказанно жаль, так это того, что утратили мы возможность, во всяком случае сейчас, получить музей художника. Когда он приехал в Украину, то мечтал построить свой дом-мастерскую, а после смерти передать все это государству для создания мемориального музея. Этот замысел также ему не удался, и также из-за бумажной волокиты, которая обязательно возникает, если кто-то хочет вложить деньги в культурное будущее. Сейчас это лучше удается тем, кто идет со взятками, чем тому, кто идет с добрыми и честными намерениями и не умудрен, не приспособлен к нашему житью-бытью, когда, прежде чем получить какое-либо разрешение, надо «ручку позолотить».
Что он смог получить, так это клочок такой дорогой ему земли. Бидняка похоронили недалеко от его друга Эммануила Мисько, на Лычакове, — они ненадолго расстались в этом мире и, вероятно, на небесах общаются, не сетуя на судьбу и все простив людям, с присущей им широтой души.
Справедливости ради надо сказать, что 50 лет своей сознательной жизни Бидняк провел в Канаде, которая тоже стала для него дорогой и родной и подарила немало открытий. Но, где бы он ни был, искал, проторял путь к национальному по форме изобразительному искусству, чтобы оно достигло мирового уровня в лучшем смысле этого слова. Канада с ее полинациональной общиной дала ему ощущение особенности с точки зрения украинской ментальности и отсутствие закрытости, скованности мысли, понимание принадлежности к большому миру людей. Искусствоведы каждый по-своему оценивают его портретные работы, графику и вклад в развитие сакрального искусства. Как очень справедливо написал о нем Григорий Мищенко, «в подоплеку портретов Николая Бидняка заложены те начальные студии портретного наива, в которых психофизическое ощущение целостности образа вместилось в архитектоническую завершенность великого профессионала». Что касается графики, то надо отметить, что в Канаде он стал известным иллюстратором украиноязычной книжно-журнальной продукции, своим талантом содействуя развитию издательского дела в пользу украинской общины. Работал очень часто на добровольных началах, хорошо зная, что украинские издатели не богаты. По большей части иллюстрировал исторические рассказы, сказки, охотно общался с украинской молодежью через журнал «Веселка», который выходил в Нью-Йорке, но читали его в разных уголках мира. Огромный резонанс вызвала книга Бидняка «Життя Івана Мазепи». А среди графических портретов выделяется портрет Митрополита Андрея Шептицкого, созданный для плаката «Украинская молодежь — Христу» к молодежному съезду, состоявшемуся в Канаде в 1962 году. Этот портрет получил известность, и его часто репродуцировали по разным поводам. Однако есть у художника графический лист, на котором останавливаются абсолютно все, — такая энергетическая сила и мысли в нем заложены. Работа вобрала всю трагичность судьбы Бидняка и все его утраченные надежды. Кажется, простой сюжет: человеческие руки тянутся к свету. Всего несколько ладоней, которые молят и молят, страдают и надеются. Эти руки озарены всевышним благословением и потому способны творить добро и красоту.
Этих рук у него не было, а Божье благословение проникло глубже. Не зря две руки так напоминают сердце, из которого, в конечном счете, все и исходит.
Игорь Кожан, заведующий отделом экспозиционно-выставочной работы Национального музея во Львове, вспоминал, как незадолго до смерти в музей приехал патриарх Димитрий: «Приехал уже тяжело больной, однако преисполненный желания посмотреть выставку Бидняка. И с радостью сказал, что его иконы являются лучшим образцом иконописного искусства Украины второй половины ХХ века.
Это, без сомнения, современная икона, основы для написания которой — в старой византийской школе. Его колористика и трактовка образов, построение композиции гейбы традиционны (но это только признак хороших и глубоких знаний, высокого мастерства), а на самом деле все исполнено собственного стиля, верности себе, современным дыханием. Это авторская попытка трансформации византийской школы на модернистских основах ХХ века. Каждая из работ — манифест собственной утонченной настроенности».
Так говорят искусствоведы. А простые люди, которые приходят на выставку, смотрят восторженно, забывая, что все это создано человеком без помощи рук. Они просто видят произведения Мастера, который всегда в высоком искусстве выступает посредником между нами и Вечностью. Наверное, о большем Бидняк, который владел особым богатством — талантом, — и не мечтал.