Нариман родился в Крыму в 1992 году. В 2014 получил диплом Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого по специальности «кинорежиссер». Является соучредителем и куратором программы игрового кино в общественной организации молодых кинематографистов СУК («Современное украинское кино»).
В «Крымские истории» вошли новеллы «Вернуться с рассветом» (Tan Atqanda Qaytmaq, 2013), «Тебя люблю» (Seni Sevem, 2014), «Без тебя» (Sensiz, 2015). Все ленты режиссер снял в Крыму, в качестве актеров приглашал в основном своих родственников и друзей. Большую часть работы на съемочной площадке и за ее пределами Нариман делает сам: пишет сценарии, снимает и монтирует.
В нынешней ситуации любое событие, связанное с народом кырымлы, приобретает политический оттенок. Исключением не стала и премьера в «Украине», которую посетили знаменитости крымскотатарского происхождения — Джамала и Мустафа Джемилев, а также ведущие киевские СМИ.
«Крымские истории» объединяет единство места действия — сельский, степной Крым, а также драматургии: все короткометражки — это драмы отношений из жизни крымских татар. «Вернуться с рассветом» — о разрыве между отцом и сыном, уходящим из дому в большой свет. «Тебя люблю» — хрестоматийная коллизия невозможной любви между крымским татарином и девушкой-славянкой. «Без тебя» — повествование о братской любви, об утрате, о памяти, посвященное, собственно, брату режиссера. Третий фильм снят на территории уже оккупированного Крыма. Мировая премьера «Без тебя» состоялась в феврале на 66-ом Берлинском международном кинофестивале, где фильм, представленный в параллельном конкурсе Generation 14+, получил одобрительную реакцию фестивальной публики.
Все три картины интересны с точки зрения того, как развивается их автор. Если акцент в «Вернуться с рассветом» сделан на живописной пластике кадра, на крупных планах, на статичных пейзажах, то в «Тебя люблю» ритм монтажа, рисунок операторской работы резко меняются, камера активно двигается, растет динамика изображения; наконец, «Без тебя», очевидно, самая зрелая работа Алиева, является синтезом опыта, приобретенного режиссером в предыдущих лентах.
В любом случае, неизменными от фильма к фильму остаются операторское мастерство и безошибочный монтаж. Несомненно, кинематографическое будущее у 24-летнего режиссера есть.
НАРИМАН АЛИЕВ: «Я ПРЕЖДЕ ВСЕГО СЧИТАЮ СЕБЯ УКРАИНСКИМ РЕЖИССЕРОМ»
— Нариман, как вы пришли в кино?
— Довольно случайно, потому что не имел никаких связей и никто из родителей или родственников этим не занимался. Очень рано, в 16 лет, поступил в Институт экранных искусств — его уже не существует, — проучился там четыре года, получил бакалавра, а дипломировался в Карпенко-Карого. Замечу, кстати, что система обучения нам нужна немного иная, поскольку мало кто в 16-17 лет понимает, чем заниматься в жизни вообще и что такое режиссура в частности. Мне повезло с хорошими преподавателями, главный среди них — мой художественный руководитель Олег Фиалко.
— Что должно быть в сценарии, чтобы он был воплощен?
— Все начинается с идеи: что ты в конечном итоге хочешь сказать. Потом думаешь, как это подать максимально тонко, не в лоб. Я всегда этим руководствуюсь. Идея задает тему, потом рождается форма, и, наконец, из всего этого появляется повествование.
ФИЛЬМ «БЕЗ ТЕБЯ» — РАССКАЗ О БРАТСКОЙ ЛЮБВИ, О ПОТЕРЕ, О ПАМЯТИ
— Не могу не поинтересоваться: с чем связано настолько радикальное изменение стиля в вашей второй картине?
— Это попытка найти себя. Хочется попробовать как можно больше, наполнить свой инструментарий разными приемами. Чтобы, когда возьмешься за полный метр, уже иметь большой спектр возможностей для воплощения той или иной истории.
— Игровой полный метр — слишком высокий барьер для большинства наших молодых режиссеров.
— Да, это сложно. Нужно тщательно готовиться. Поэтому сейчас и не тороплюсь с новыми проектами.
— Насколько сложно было вести съемки в условиях оккупированного Крыма?
— Мы снимали в отдаленных районах, так, чтобы нас никто не видел. Делали все, чтобы не создавать проблем ни себе, ни людям.
— Вообще, что может сделать искусство, когда политики и общество бессильны?
— Искусство просто должно существовать. Должно вдохновлять и рассказывать о бедах, о человеческих переживаниях, чтобы наши эмоции не притупились даже в такой ситуации. Думаю, это основная цель.
— Заметно, что вам не очень хочется касаться политических вопросов.
— Именно так.
— Но разговора о том, какими путями должна теперь развиваться крымскотатарская культура, на мой взгляд, не избежать. Хрестоматийный вопрос: что делать?
— На самом деле, мы этим и занимаемся в общественной организации СУК. У нас есть много талантов, которые нужно развивать, которым нужно помогать. Когда сможем показать их Украине, миру, то сами поймем, что у нас происходит немало интересного и есть что-то светлое. Конечно, нельзя забывать о трагических событиях, но если на них зацикливаться, то можно совсем закрыться и разрушить себя изнутри. В этом смысле свойство искусства вызывать эмоции трудно переоценить. Если не утратим способность к сочувствию, то останемся людьми, народом, нацией. Как представитель своего народа я делаю для этого все, что могу, но я прежде всего вижу себя украинским режиссером, и уже потом у меня появляется возможность сказать больше о своем народе и его традиции.
— Что дало вам участие в Берлинале?
— Это хороший опыт в плане знакомств и связей, понимания рынка, тенденций. Чем больше у тебя новых знакомых из разных стран, чем большее смотришь их фильмов, тем больше открываешь нового. Мы здесь многого не знаем, а на таких фестивалях ты значительно расширяешь свое мировоззрение. И уже от тебя зависит, как этим пользоваться.
— И каковы ваши дальнейшие планы?
— Я сегодня больше сосредоточен на общественной деятельности, поскольку считаю, что нужно помогать своим молодым друзьям раскрыть те возможности, которые у них есть. Вот сейчас мы устраиваем конкурс коротких метров «Украина — путь к миру» именно для того, чтобы найти одаренную молодежь, которой мы потом займемся. Мы их не оставим, при содействии Фонда Игоря Янковского будем учить, приобщать к фестивалям. Это для меня сегодня самое важное. Должна быть конкуренция, чтобы расти дальше. Нельзя оставаться в одиночестве.