Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Крымский Ковчег»

В третий раз в Симферополе прошел международный театральный форум
28 сентября, 2006 - 18:52
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ПАРНАС ДЫБОМ»

Фестиваль был создан по инициативе Крымского отделения Национального союза театральных деятелей Украины, директором, художественным руководителем Симферопольского академического Крымскотатарского театра Билялом Биляловым, предоставившим для проведения спектаклей сцену своего театра, чтобы зрители познакомились с театральным искусством разных стран.

Задуманный вначале как Фестиваль дуэтных спектаклей, в этом году «Крымский Ковчег» претерпел изменения в сторону расширения творческой палитры. Его организаторы решили отойти от строгого требования участия только двух актеров и «Крымский Ковчег» стал Фестивалем камерных спектаклей.

Шесть дней чудесного бархатного сезона, когда солнце отдает свои последние благодатные теплые лучи, а зелень деревьев переплавляется в золото, отливаясь бронзой на фоне синего моря, стали настоящим подарком для симферопольских театралов и актеров, приехавших показать свое искусство. В этот раз на «Крымском Ковчеге» в Симферополь «приплыли» театральные коллективы из городов Украины, России, Беларуси, Германии и Турции. Национальное искусство представляли киевский Театр «Сузір’я», Закарпатский русский драматический театр (Мукачево) и хозяева Фестиваля — Крымско- татарский театр.

Киевский спектакль «Парнас дыбом» (режиссер Игорь Славинский), имеющий подзаголовок «Кабаре 30-х годов», возвращает зрителей в советскую эпоху. В Доме творчества литераторов собрались представители прозы и поэзии. В образах, создаваемых актерами, присутствуют характерные штрихи по которым можно угадать конкретные исторические личности. В духе искусства 30-х, по ставшим уже классическими, текстам актеры разыгрывают музыкально-литературную импровизацию: с шармом, вкусом, выдумкой, тонким юмором и выразительными ассоциациями. Ностальгией веет от наивных строчек нехитрой мелодии «В парке Чаир распускаются розы...» Спектакль восхищает множеством сценических находок, изобретательностью режиссерского хода, заставившего разных актеров звучать как слаженно сыгранный оркестр.

Закарпатский русский драмтеатр, участник и дипломант многих международных театральных фестивалей, проводит и собственный фестиваль в Мукачево. С Крымскотатарским театром закарпатцев связывает творческая дружба. Мистическая комедия московского драматурга И. Фридберга с выразительным названием «Дура, это любовь!» (режиссер Александр Король), конечно же, об отношениях мужчины и женщины. И хотя здесь на одного мужчину две женщины, действие не отягчается недоразумениями любовного треугольника. Яркие, просто-таки бенефисные роли, дают возможность актерам показать грани своего дарования наилучшим образом. Так что, дура ты или умная, а любовь — есть любовь!

Над проблемами этого вечного чувства бьются и героини комедии «Девичник» Л. Каннингема (режиссер Б. Мартынов) Крымскотатарского театра. Всем так хочется женского счастья, крепкого и надежного мужского плеча рядом. Но как по-разному представляют это счастье шесть героинь этой истории. А вот Люти из спектакля «Люти плюс Капитан» Алексея Дударева (режиссер Александр Гарцуев) Могилевского драмтеатра (Беларусь) кажется, нашла свое женское счастье. Вполне жизненная история с детективными ситуациями разрешается благополучно. Человек, представившийся Капитаном и пришедший, ни мало ни много, убить Люти, оказывается именно тем мужчиной, которого она ждала всю жизнь. Игра актеров отличается психологизмом, искренностью переживаний, органикой подлинности сценического повествования.

Ведущий театральный коллектив, победитель многочисленных международных фестивалей — Стамбульский муниципальный театр (Турция) — спектаклем «Крылья сгорающей любви» Т. Нар (режиссер Б. Сечкин) представил область духовной сферы человека. Этот спектакль — философская притча о том, что есть мир, что есть человеческая жизнь, какие ценности должны преобладать. Сценография создающая загадочную обстановку, сложное световое оформление, присутствие живого огня создавали мистическую атмосферу, которая подходила для моментов углубления в себя, для обращения к Всевышнему.

То, что театр из Санкт-Петербурга «Со-Бытие» привез на фестиваль произведение Достоевского, вполне понятно. Между именем писателя и этим городом можно поставить знак равенства. Рассказ «Кроткая» молодой режиссер Т. Айзитулова превратила в фантастическое представление, где отношения Закладчика и Кроткой превращаются в фантасмагорический хоровод пластических видений. В актерском исполнении явно ощущается санкт-петербургская театральная школа. Чувства героев причудливо переплетаются, они странны и лишены логики, и единственное их разрешение — смерть.

Соединение слова и классического балета... Казалось бы, не характерно для сцены, но как нельзя более подходяще для рассказа о двух удивительных людях, поразительных личностях — Айседоре Дункан и Сергее Есенине. История любви этой красивой пары предстала в рассказе Центрального театра г. Есслингена (Германия) — спектакле-балете «Айседора и Сергей» (режиссер В. Хинганский). Как сошлись два микрокосмоса этих личностей, как противопоставились две культуры, два разных мира, соединить которые смог единый чувственный порыв? В спектакле драматический дуэт эмоционально поддерживается дуэтом балетным. Словно две ипостаси вскрика души — разорванное в клочья есенинское слово и страстные пируэты танца чувственной Айседоры...

Алла ПОДЛУЖНАЯ, специально для «Дня». Фото из пресс-службы фестиваля
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ