Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Куда исчезают все дни?

13 июля, 2007 - 00:00
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «МОЙ БЕДНЫЙ МАРАТ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

В Киевском ТЮЗе на малой сцене состоялась премьера спектакля «Мой бедный Марат» по пьесе Алексея Арбузова. Режиссура и музыкальное оформление постановки Максима Михайличенко.

Когда-то эта пьеса классика советской драматургии имела колоссальный успех и шла на сценах многих театров. Но это было давно, в те годы, когда ещe свежи были раны после окончания Второй мировой войны. Поэтому Максим Михайличенко шeл на большой риск, берясь за эту постановку. Но когда у режиссeра хороший вкус (вспомним его спектакль «Волки и...» А. Островского), то нынешний тоже попал «в десятку». Не имеет значения, в каком году написана пьеса, главное — качественный материал, блестяще выписанные диалоги и вопросы, которые ставит драматург Арбузов. Спектакль «Мой бедный Марат» создан для того, чтобы будоражить нашу совесть, разбить чeрствость, которой мы покрыты, как коростой, и делать переоценки в пользу настоящего и прекрасного. Даже за день до смерти не поздно начать жизнь сначала, и «ни при каких обстоятельствах не изменять своей мечте и любви» — эти слова в спектакле звучат, как гимн. Образ спектакля — песочные часы, которые постоянно нам об этом напоминают. Юные герои, встретившись в блокадном Ленинграде, проходят свой жизненный путь через страдания, поиски, отречения и ошибки. Они совершенно разные, их объединяет то, что жизнь постоянно задаeт им сложные, подчас непосильные для юных людей задачи. Они должны учиться сами принимать решения и докапываться до истины. А чтобы постичь истину, надо много выстрадать. Разве сегодня эта тема не актуальна?

Спектакль рассчитан, в первую очередь, на подростков. Здесь режиссeр рисковал вдвойне. Чего греха таить — сегодняшние тинэйджеры часто вызывают раздражение и возмущение. И вдруг со стороны режиссeра молодые зрители встретили уважение и понимание. Максим Михайличенко открыто заявил, что верит в подрастающее поколение и хочет им помочь разобраться, даже готов протянуть руку помощи...

Героиня спектакля, 15-летняя Лика (Елена Гончарова), — воплощение доброты и искренности, испившая чашу горя сполна. Всякий раз, когда к ней подступает отчаяние, в еe жизни появляется Марат. «Мой бедный Марат», — так с издeвкой она называет из-за его веры в справедливость и мечту, за то, что он склонен ко всему относиться с налeтом идиллии. Актриса показала зрителям, как меняется ее Лика. Вначале это отважная наивная девочка (в первом действии), a в финале — уставшая, загнанная в угол, рано состарившаяся женщина. Период духовного созревания, становления проходят все герои спектакля — и Марат (Алексей Зорин), и Леонидик (Руслан Гофуров). Но именно у Елены Гончаровой это получилось наиболее тонко и убедительно. Еe внутренние монологи иногда звучали громче натурального крикa. Алексей Зорин работал в ключе «обаятельного максималиста», который тщательно скрывает свои чувства. Его герой хочет казаться мужественным и непреклонным. Именно поэтому в конце Марат вызывает самые тeплые чувства: oн выстрадал свою истину и прошeл к ней очень долгий и мучительный путь. И герой с удивлением понял, что нет ничего постыдного в том, чтобы уметь бороться за свою любовь и защищать еe. У Руслана Гофурова, к сожалению, внутреннего преломления и взросления не произошло: его герой на протяжении всего спектакля одинаково вялый и безынициативный. И даже в конце, когда Леонидик уступает свою любимую Лику Марату, зрителям его не жалко (а у Арбузова этого героя очень жалко, в этом-то трагедия Леонидика).

Сценография спектакля и костюмы (Олег Татаринов) весьма оригинально стилизованы под военную эпоху: телогрейки, ватные штаны, шинели — серые, расчерченные мелом в местах погон, на сгибах и лампасах. В таком же цвете выполнены декорации — печка, тахта и подушки. В центре сцены — многофункциональная деревянная тахта, внутри которой много чего находится, — стоит только откинуть крышку. В углу — печка, возле неe дрова, в другом углу — окно, в которое вмонтированы качели. Пространство несколько пустовато и не хватает именно какой-то возвышенности, романтизма. Даже новогодняя eлочка в финале мало впечатляет. Всe-таки сценография в драматургии такого уровня должна глубже, ярче передавать состояние ожидания чуда. Зрителям хочется зрелищности и красоты. Возможно, и драма, и одиночество Леонидика на этом фоне казались бы глубже. Нет контраста военного и мирного времени, а это очень важно (ведь в пьесе заложены постоянные изменения героев, времени и обстоятельств). Сценография должна это не просто отражать, но и подчeркивать. А то, что героиня срывает наклейки на окнах и меняет платье — маловыразительно для такого материала. Как и надпись на заднем плане: «Куда исчезают все дни?».

А вот интрига спектакля захватывает и усиливает эмоциональное восприятие публики. Ведь на протяжении 18 лет герои то встречаются, то расстаются. Зрителям интересно отслеживать перемены в характерах героев. По сюжету пьесы они меняются: взрослеют и мужают. Мудрый Арбузов гениально завуалировал под любовным треугольником глобальные жизненные проблемы. Марат и Леонидик влюблены в Лику. Вот здесь режиссeру надо быть начеку. Хотелось бы жeстче обозначить исходные события, а не съезжать на бытовизм. Всe-таки арбузовская пьеса не только о любви, но и о войне, а ещe и о том, что нельзя разрушать храм в душе человека... Хотя, в целом, атмосфера спектакля получилась щемящая и трогательная. Прекрасно то, что подростки прониклись этой романтической историей. Качество драматургии пьесы Арбузова проверено и доказано временем. Теперь новому спектаклю ТЮЗа предстоит пройти этот же путь.

Оксана ДЕНЯКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ