Два дня в Киеве звучали произведения легендарного американского композитора при поддержке Посольства США в Украине с участием оркестра, солистов Оперетты, американского дирижера Дэвида Чарльза Абелля и австрийского пианиста Флориана Фальмайера.
Ведущий актер Национальной оперетты Николай Бутковский в этот раз выступал в роли конферансье. Кстати, для известного маэстро Дэвида Чарльза Абелля это был дебют в Киеве, и нужно отметить, что дирижер быстро нашел общий язык с украинскими музыкантами и певцами, которые хорошо подготовились под руководством Оксаны Мадараш к сотрудничеству со своими зарубежными коллегами. Абелль такой эмоциональный, что подпевал и даже подтанцовывал, и это добавляло шарма каждому номеру.
Первую часть вечера можно назвать серьезной заявкой на будущей проект: преимущественно звучали фрагменты и хиты из знакового произведения Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», которое композитор написал в 1935 году, а критика считает «лебединой песней» в творчестве мастера. Музыка оперы наполнена выразительностью, красотой интонаций негритянских песен, острым юмором, а временами и гротеском, насыщена самобытной стихией джаза. Солисты Оперетты: Елена Арбузова, Сергей Авдеев, Валерия Тулис, Алексей Кириллов и Ольга Федоренко (без декораций, грима, специальных костюмов, а благодаря своим голосам и актерской харизме сумели передать нюансы образов, с которыми познакомили слушателей). Это концертное исполнение очень понравилось слушателям, а овации звучали после каждого номера.
Конферансье Николай Бутковский держал руку на пульсе действа, в частности, напомнил публике интересные факты из биографии американского композитора Джорджа Гершвина (1898—1937 гг.), настоящие имя и фамилия Яков Гершович. Его отец эмигрировал в Америку из Одессы. Будущий маэстро родился в районе Бруклин, Нью-Йорк, в семье евреев-эмигрантов. Большинство своих произведений композитор написал в соавторстве со своим старшим братом поэтом Айрой. Произведения Гершвина имели большой успех среди публики, а также исполнителей, многие из них использовали для фильмов.
ВЫСТУПАЮТ ЗВЕЗДЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЕТТЫ АЛЕКСЕЙ КИРИЛЛОВ И ОЛЬГА ФЕДОРЕНКО
Кстати, об арии «Summertime» для оперы «Порги и Бесс». За основу для написания этой арии Гершвин взял украинскую колыбельную песню «Ой ходить сон коло вікон», которую он услышал в Нью-Йорке в исполнении Украинского Национального Хора под управлением Александра Кошица. «Porgy and Bess» была поставлена по роману Дюбоса Хейворда и стала не только самой совершенной оперой автора, но и лучшей среди всех американских опер!
С именем американского композитора и пианиста связана одна из наиболее интересных глав истории музыки. Становление и расцвет творчества Гершвина совпали с «веком джаза» — так называли эпоху 1920—1930-х в США. Гершвин считал джаз народной музыкой. «Я слышу в нем музыкальный калейдоскоп Америки — наш огромный бурлящий котел, наш... национальный жизненный пульс, наши песни ...» — писал композитор. «О чем рассказывает его музыка? О простых людях, об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни. Вот почему его музыка по-настоящему национальная...» — считал Дмитрий Шостакович.
Гершвин был удостоен награды на церемонии вручения премии «Оскар» в 1937 году за композицию «They Can not Take That Away from Me», которую написал вместе с родным братом для кинокартины «Shall We Dance», но легендарная статуэтка была вручена посмертно, через пару месяцев после премьеры фильма...
Музыкальный язык Гершвина можно описать как непосредственный, красочный, с нотками юмора. Главное место в его творческой карьере занимали мюзиклы, в которые он вкладывал всю свою душу.
Джордж Гершвин стал настоящим классиком в свое время. Главное, что осталось после смерти гениального композитора, — его потрясающие произведения. Самые популярные музыканты считают честью исполнить произведения маэстро. Джордж Гершвин еще при жизни сделал ошеломляющую карьеру, его боготворила публика и уважали критики, которые отмечали, что композитор разрушил стену между классическими и популярными направлениями в музыке и оказал огромное влияние на развитие джаза.
ФЛОРИАН ФАЙЛЬМАЙЕР (АВСТРИЯ) — ПИАНИСТ-ВИРТУОЗ — ПОРАЗИЛ ПУБЛИКУ НЕВЕРОЯТНЫМ ИСПОЛНЕНИЕМ «РАПСОДИИ В СТИЛЕ БЛЮЗ»
На концерте также звучали такие хиты маэстро, как «Rapsody in Blue», «An American in Paris», песня «I Got Rhythm» из мюзикла Girl Crazy, которую классно спела Тамара Ходакова. А когда за рояль сел Флориан Фальмайер и зазвучала суперизвестная «Рапсодия в стиле блюз», то зрители слушали, затаив дыхание. Это произведение считается одним из знаковых в творческом наследии Гершвина, его премьера состоялась в 1924 году, а соло исполнял сам автор. Кстати, английское слово blue кроме обозначения голубого цвета, значит еще и «грустный». Именно от этого значения происхождение музыкального стиля блюз. Негритянские спиричуэлс и блюзы Нового Орлеана, напевы индейских племен далекой Аляски, неумолимый ритм джаза, а рядом полная ритмичная свобода — все это синтезировалось в ошеломляющие звуковые потоки «Голубой рапсодии» — произведения, которое никого не оставляет равнодушным уже почти век.
«Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошка вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного остынет... Джордж Гершвин... смог сделать чудо. Он — принц, который, взяв Золушку за руку, открыто объявил о ней перед всем миром как о принцессе к достаточно большой ярости ее завистливых сестер», — написал современник маэстро, известный музыковед В.Дамрош. И большая благодарность Богдану Струтинскому, коллективу Национальной оперетты, звездным музыкантам — дирижеру Дэвиду Чарльзу Абеллю (США) и пианисту Флориану Файльмайру (Австрия), которые сделали огромный подарок украинским меломанам — проект «Код Гершвина». Кстати, есть планы, что творческое сотрудничество будет продолжено и в Киеве мы увидим масштабную оперу «Порги и Бесс», а не только концертную версию этого произведения.
СПРАВКА «Дня»
Дэвид Чарльз Абелль — американский дирижер, известный в мире своими концертами со знаменитыми оркестрами в числе которых: Бирмингемский городской симфонический оркестр (SBCO), Оркестр Лондонской филармонии, Королевский филармонический оркестр, BBC National Orchestra of Wales, Оркестры филармонии Сиэтла, филармонии Гонконга, Исландский симфонический и Западно-Австралийский симфонические оркестры. Маэстро является постоянным приглашенным дирижером BBC Concert Orchestra (Лондон), а также дирижером оперных спектаклей в самых известных театрах мира.
Флориан Файльмайр — пианист-виртуоз который поразил украинскую публику невероятным исполнением волшебных блюзовых мелодий со сцены Национальной оперетты Украины в 2016 году, и вот новая встреча... Этот музыкант является лауреатом и победителем престижных мировых конкурсов классической музыки, обладатель премии «Klassik. Preis. Osterreich» для исполнителей классической музыки в Австрии, которую он получил за исполнение фортепианного концерта №3 Бетховена с оркестром Моцартеума на конкурсе «gradus ad parnassum». Концертная карьера Флориана Файльмайра началась во время учебы в музыкальном колледже в Линце, где он выступал с оркестром. Победитель международного фортепианного конкурса «Neue Sterne» («Новые звезды») в Вернигероде (Германия), лауреат XXVII Concurso Internacional de Piano Cidade Ferrol (Испания) и международного фортепианного конкурса «Premio pianistico Silvio Bengalli» (Италия). Дебютировал в Groβes Festspielhaus Salzburg, а впоследствии стал лауреатом престижных конкурсов New Orleans International Piano Competition (США) и International Piano Competition Verona (Италия). Пианист ведет активную концертную деятельность в разных странах мира.